Вносится членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г.А. Горбуновым,
И.Н. Егоровым,
депутатами Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации В.П.Денисовым,
Г.В. Куликом, В.М. Резником,
Л.В.Пепеляевой


№436233-5

 


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом
с государственной поддержкой

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального
закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возни-кающие между субъектами и участниками сельскохозяйственного страхо-вания, осуществляемого с государственной поддержкой, по поводу осуще-ствления сельскохозяйственного страхования и предоставления государст-венной поддержки на развитие системы страхования рисков в сельском хо-зяйстве.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, для предоставления сельскохозяйственным товаропроизводи-телям страховой защиты имущественных интересов, связанных с произ-водством сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения финансо-вой устойчивости и экономической стабильности развития агропромыш-ленного комплекса и устойчивого снабжения населения Российской Феде-рации отечественными продуктами питания.
3. Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Фе-деральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюд-жетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации» другими фе-деральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными норма-тивными правовыми актами Российской Федерации.
Другие законы применяются к отношениям по сельскохозяйствен-ному страхованию в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
4. Если международным договором Российской Федерации установ-лены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федераль-ным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следую-щие основные понятия:
Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государ-ственной поддержкой (сельскохозяйственное страхование) – добро-вольное имущественное страхование рисков утраты (гибели) урожая сель-скохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, а также рисков гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Сельскохозяйственная продукция – урожай сельскохозяйственных культур, урожай многолетних насаждений, посадки многолетних насажде-ний и сельскохозяйственные животные.
Субъекты и участники сельскохозяйственного страхования – страховщики, страхователи, уполномоченный орган, профессиональное объединение страховщиков, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой дея-тельности.
Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной вла-сти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель – сельскохозяйст-венные организации, индивидуальные предприниматели, граждане, веду-щие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, отнесенные к этой ка-тегории Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Договор сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой (договор сельскохозяйственного страхо-вания) – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обу-словленную договором плату (страховую премию) при наступлении пре-дусмотренного в договоре страхового случая возместить страхователю или выгодоприобретателю причиненные вследствие событий, предусмотрен-ных настоящим Федеральным законом, убытки (ущерб) (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страхо-вой суммы).
Сельскохозяйственные культуры – культуры, в том числе много-летние насаждения, сорта и (или) гибриды которых внесены в Государст-венный реестр селекционных достижений и допущены к использованию в соответствующем регионе (далее по тексту – сельскохозяйственные куль-туры).
Утрата (гибель) сельскохозяйственных культур – утрата (гибель) сельскохозяйственных культур – недобор более пятидесяти процентов урожая озимых сельскохозяйственных культур, урожая многолетних наса-ждений, посадок многолетних насаждений и более тридцати пяти процен-тов урожая яровых сельскохозяйственных культур на всей площади посева (посадки) сельскохозяйственной культуры или многолетних насаждений от плановых объемов, предусмотренных в договоре сельскохозяйственного страхования, в результате наступления страхового события при этом сни-жение фактической урожайности на всей посевной (посадочной) площади, характеризующейся тем, что стоимость сохранившейся сельскохозяйст-венной продукции не превышает затрат на возделывание сельскохозяйст-венной культуры, выращивание и использование посадок многолетних на-саждений, на уборку (исходя из размера плановых затрат) урожая сельско-хозяйственных культур.
Фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайной ситуации – целевой фонд денежных средств, сформированный в соответ-ствии с настоящим Федеральным законом.
Чрезвычайная ситуация – гибель сельскохозяйственных культур на определенной территории в результате опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, подтвержденного уполномо-ченным органом субъекта Российской Федерации.
Урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насажде-ний – продукция, являющаяся результатом выращивания сельскохозяйст-венных культур и многолетних насаждений при достижении ими фазы со-зревания за период активной вегетации. Также под урожаем понимаются сельскохозяйственные культуры в стадии от массовых всходов до созре-вания (технологической спелости).
Урожайность – количество продукции растениеводства с единицы площади посева (посадки).
Акт о страховом случае (страховой акт) – документ, составляемый страховщиком (страховщиками) и содержащий сведения о рассмотрении требования о выплате страхового возмещения, о наличии или отсутствии страхового случая, о размере причитающегося страхователю страхового возмещения либо об основаниях отказа в страховом возмещении и иные необходимые сведения.
Правила сельскохозяйственного страхования (стандартные) с государственной поддержкой (стандартные правила страхования) – основные условия, на которых заключается договор сельскохозяйственно-го страхования, утверждаемые профессиональным объединением стра-ховщиков по согласованию с федеральным органом исполнительной вла-сти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (Орган страхового регулирования).
Стандартный страховой продукт по сельскохозяйственному страхованию – пакет документов, включающий стандартные правила страхования, договор сельскохозяйственного страхования (страховой по-лис), заявление на страхование, заявление о выплате страхового возмеще-ния, страховые тарифы, страховые программы и другие документы.

Статья 3. Основные принципы сельскохозяйственного
страхования
Основными принципами сельскохозяйственного страхования явля-ются:
единство системы управления страховыми рисками;
обеспечение финансовой стабильности и целостности системы сель-скохозяйственного страхования;
эффективное управление средствами государственной поддержки на развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
добровольность заключения договора сельскохозяйственного стра-хования;
представление средств государственной поддержки на развитие сис-темы страхования рисков в сельском хозяйстве в отношении договоров сельскохозяйственного страхования, заключенных в соответствии с требо-ваниями настоящего федерального закона.
равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к сис-теме сельскохозяйственного страхования.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Статья 4. Форма государственной поддержки
Государственная поддержка сельскохозяйственного товаропроизво-дителя на развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве (да-лее – государственная поддержка) осуществляется в форме перечисления страховщику уполномоченным органом из средств федерального бюджета части начисленной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования.
Размер части страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования уплачиваемой уполномоченным органом устанавливается ча-стью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Условия предоставления государственной поддержки
Перечисление страховщику уполномоченным органом из средств фе-дерального бюджета части начисленной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования осуществляется при соблюдении сле-дующих условий:
1. Наличие договора сельскохозяйственного страхования, заключен-ного со страховщиком – членом профессионального объединения стра-ховщиков по риску утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных куль-тур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений и/или по риску гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйствен-ных животных.
2. Наличие подтверждения факта оплаты сельскохозяйственным то-варопроизводителем 50 процентов начисленной страховой премии по до-говору сельскохозяйственного страхования.
3. Договор сельскохозяйственного страхования заключен на всю пло-щадь посева (посадки) сельскохозяйственной культуры (многолетних на-саждений), принимаемой на страхование.
4. Договор сельскохозяйственного страхования заключен на все пого-ловье определенного вида сельскохозяйственных животных, имеющееся у сельскохозяйственного товаропроизводителя.
5. Договор сельскохозяйственного страхования заключен в следую-щие сроки:
- в отношении однолетних сельскохозяйственных культур, включая озимые, - до окончания их сева (посадки);
- в отношении многолетних насаждений – до момента прекращения вегетации (момента ухода их в зиму);
- в отношении сельскохозяйственных животных – по соглашению ме-жду страхователем и страховщиком.
Статья 6. Порядок предоставления государственной поддержки
1. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизво-дителей осуществляется путем перечисления уполномоченным органом страховщику 50 процентов от начисленной страховой премии за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном частями 2 - 5 настоящей статьи, но в любом случае в пределах бюджетных ассигнова-ний, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2. Уполномоченный орган перечисляет 50 процентов от начисленной страховой премии, предусмотренной договором сельскохозяйственного страхования, на счет страховщика, который заключил с сельскохозяйст-венным товаропроизводителем договор сельскохозяйственного страхова-ния, в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления соответствую-щего заявления (пункт 3 настоящей статьи).
3. Основанием для перечисления уполномоченным органом денеж-ных средств для оплаты части страховой премии по договору сельскохо-зяйственного страхования является заявление страховщика в свободной форме о соответствующем платеже с приложением следующих докумен-тов:
заверенной страховщиком копии договора сельскохозяйственного страхования (полиса страхования);
заверенной банком копии платежного поручения, подтверждающей факт оплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов начисленной страховой премии;
заверенного страховщиком отчета, подтверждающего заключение договора сельскохозяйственного страхования в соответствии с условиями, настоящего Федерального закона, с расчетом суммы, подлежащей пере-числению (форма отчета устанавливается уполномоченным органом).
4. Уполномоченный орган ежегодно представляет в федеральный ор-ган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государ-ственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходова-нии предоставленных средств из федерального бюджета и наименования получателей указанных средств.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой ха-рактер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению упол-номоченный орган вправе осуществить взыскание с получателя указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федера-ции.
5. Общий объем государственной поддержки определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий фи-нансовый год на основании Плана сельскохозяйственного страхования (статья 7 настоящего Федерального закона).
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Россий-ской Федерации вправе дополнительно устанавливать формы и пределы поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям сверх государст-венной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей преду-смотренной в пункте 1 настоящей статьи. Источники финансирования и порядок предоставления указанной поддержки субъекта Российской Феде-рации определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
7. Государственная поддержка по другим направлениям в сфере сельскохозяйственного производства предоставляется при условии заклю-чения договора сельскохозяйственного страхования от риска утраты (гибе-ли) сельскохозяйственных культур и/или гибели (падежа) и вынужденного убоя сельскохозяйственных животных.

Статья 7. План сельскохозяйственного страхования
1. План сельскохозяйственного страхования (далее – план) разраба-тывается уполномоченным органом, с учетом предложений субъектов Рос-сийской Федерации, профессионального объединения страховщиков, еже-годно, не позднее 30 апреля года, предшествующего плановому.
2. Планом определяется необходимый расчетный размер средств фе-дерального бюджета, выделяемый на финансирование расходов уполномо-ченного органа по оплате части начисленной страховой премии по догово-рам сельскохозяйственного страхования на следующий плановый год и два последующих года.
3. Не позднее 1 июля года, предшествующего плановому, утвер-жденный план направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области бюджета и финан-сов для включения в проект бюджета Российской Федерации на соответст-вующий финансовый год.
4. План включает следующие разделы:
- расчет плановых расходов уполномоченного органа в разрезе субъектов Российской Федерации;
- расчет плановых расходов уполномоченного органа по видам (группам) сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных живот-ных;
- перечень стратегических объектов сельскохозяйственного страхо-вания, которые подлежат страхованию от риска утраты (гибели) в текущем году;
- перечень приоритетных сельскохозяйственных рисков, по кото-рым осуществляется сельскохозяйственное страхование.
5. В случае если предусмотренный в плане расчетный размер средств федерального бюджета, выделяемый на финансирование расходов уполномоченного органа по оплате части начисленной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования превышает размер средств, предусмотренный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области бюджета и финан-сов, в проекте бюджета Российской Федерации на соответствующий фи-нансовый год, федеральный орган исполнительной власти, осуществляю-щий государственную политику в области бюджета и финансов вправе на-править план на доработку в уполномоченный орган с приложением обос-новывающих возражений. Уполномоченный орган осуществляет доработ-ку плана в течение 30 дней.

ГЛАВА III. ОБЪЕКТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ. СТРАХОВЫЕ РИСКИ

Статья 8. Объекты сельскохозяйственного страхования
1. При страховании сельскохозяйственных культур страхованию подлежат имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных куль-тур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений.
2. При страховании сельскохозяйственных животных страхованию подлежат имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя) связанные с риском гибели (падеж), вынужденного убоя сельскохозяйст-венных животных.

Статья 9. Страховые риски
1. Сельскохозяйственному страхованию подлежат риски утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних на-саждений, посадок многолетних насаждений, в результате воздействия следующих событий:
а) воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений: засухи (атмосферной/почвенной), суховея, заморозков, вымерзания, выпревания, градобития, пыльных, песчаных бурь, ледяной корки, половодья, переувлажнения почвы, сильного, ураган-ного ветра, землетрясения, лавины, селя;
б) воздействия болезней, уничтожения растений вредителями (если такие болезни или такое уничтожение носит эпидемиологический харак-тер);
в) прекращения подачи электроэнергии, тепла, воды, вызванного сти-хийными бедствиями (при страховании культур, возделываемых в защи-щенном грунте, а также культур, возделываемых на орошаемых землях).
2. Сельскохозяйственному страхованию подлежат риски гибели (па-дежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных в результате воздействия следующих событий:
а) инфекционных заболеваний, включенных в перечень, утвер-ждаемый уполномоченным органом;
б) стихийных бедствий (удара молнии, землетрясения, бури, урага-на, сильной метели (бурана), наводнения, обвала, лавины, селя, оползня);
в) прекращения подачи электроэнергии, тепла, воды, вызванного стихийными бедствиями;

ГЛАВА IV. УСЛОВИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
СТРАХОВАНИЯ

Статья 10. Стандартные правила страхования
1. Сельскохозяйственное страхование осуществляется с учетом по-ложений, изложенных в настоящем Федеральном законе, других феде-ральных законах и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на условиях и в порядке, определенных в:
стандартных правилах страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаж-дений;
стандартных правилах страхования сельскохозяйственных живот-ных.
2. Стандартные правила страхования наряду с другими положениями включают в себя:
порядок заключения, исполнения и прекращения договора сельско-хозяйственного страхования;
порядок определения страховой суммы;
порядок определения страхового тарифа, страховой премии;
порядок определения размера страховой выплаты и причины отказа в страховой выплате;
порядок разрешения споров.

Статья 11. Требования к заключению договоров
сельскохозяйственного страхования для получения
государственной поддержки
1. Договор сельскохозяйственного страхования заключается на принципах добровольности.
2. Договор сельскохозяйственного страхования заключается между страхователем и страховщиком.
3. Договор сельскохозяйственного страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем установленной части страховой премии.

Статья 12. Определение размера страховой стоимости
1. При страховании сельскохозяйственных культур страховая стои-мость урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних наса-ждений определяется по методике, утверждаемой уполномоченным орга-ном по согласованию с органом страхового регулирования.
2. При страховании посадок многолетних насаждений страховая стоимость определяется на момент заключения договора сельскохозяйст-венного страхования:
в отношении многолетних насаждений в плодоносящем возрасте по балансовой стоимости многолетних насаждений (по данным бухгалтерско-го учета);
в отношении многолетних насаждений в неплодоносящем возрасте по сумме затрат на выращивание (по данным бухгалтерского учета).
3. При страховании сельскохозяйственных животных страховая стоимость определяется по балансовой стоимости (в случае отсутствия - по среднерыночной стоимости в субъекте Российской Федерации по данным официальной статистической информации) сельскохозяйственных живот-ных на момент заключения договора сельскохозяйственного страхования.

Статья 13. Определение размера страховой премии
и порядок ее уплаты
1. Страховая премия по договору страхования определяется как про-изведение страховой суммы и страхового тарифа.
2. Страховой тариф устанавливается с учетом повышающих и пони-жающих коэффициентов в зависимости от степени риска, а также с учетом размера (доли) участия страхователя в риске.
Оценка степени риска осуществляется страховщиком при заключении договора страхования.
3. Расчет страховых тарифов и коэффициентов к ним по сельскохозяй-ственному страхованию осуществляется страховщиком в соответствии с методикой расчета страхового тарифа, утвержденной уполномоченным ор-ганом по согласованию с Органом страхового регулирования на основании статистических данных не менее чем за пять предшествующих лет.
При отсутствии у страховщика статистических данных, предусмот-ренных настоящим пунктом, в расчете страхового тарифа используются статистические данные, достоверность которых подтверждена их источни-ком. Страховщики накапливают и хранят статистические данные, необхо-димые для расчета страховых тарифов, и ежеквартально, не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом, предоставляют указан-ные данные профессиональному объединению страховщиков, членом ко-торого они являются.
Структура страхового тарифа определяется страховщиком, осуществ-ляющим сельскохозяйственное страхование. При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных вы-плат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.

ГЛАВАV. ОЦЕНКА УЩЕРБА. СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ

Статья 14. Ущерб, его оценка
1. При осуществлении сельскохозяйственного страхования (урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений) ущерб от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений определяется как количественные потери урожая сельскохозяйственной продукции на площади посева (посадки), исчислен-ные как разница между стоимостью урожая, принятой при заключении до-говора сельскохозяйственного страхования, и стоимостью фактически по-лученного урожая (урожай сельскохозяйственной культуры и многолетних насаждений с посевной (посадочной) площади, полученный страхователем в текущем году).
2. При осуществлении сельскохозяйственного страхования (посадок многолетних насаждений) ущерб от риска утраты (гибели) посадок много-летних насаждений определяется в размере стоимости погибших насажде-ний.
3. При осуществлении сельскохозяйственного страхования (сельско-хозяйственных животных): при гибели (падеже), при вынужденном убое застрахованных сельскохозяйственных животных ущерб определяется как разность между страховой стоимостью животного и стоимостью реализо-ванных годных остатков (по рыночной цене реализации, сложившейся по субъекту Российской Федерации по данным официальной статистической информации).


Статья 15. Система независимой экспертной оценки ущерба
1. Оценка ущерба при наступлении страховых случаев по договорам сельскохозяйственного страхования может проводиться при участии экс-пертов, аккредитованных в порядке, установленном уполномоченным ор-ганом.
2. Экспертиза проводится в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым уполномоченным органом.
3. Перечень экспертов утверждается уполномоченным органом.

Статья 16. Общие условия осуществления страховой выплаты
1. При сельскохозяйственном страховании выплата страхового воз-мещения производится страховщиком в порядке, установленным в соот-ветствии со стандартными правилами страхования, исходя из страховой суммы, устанавливаемой в размере ста процентов или восьмидесяти про-центов страховой стоимости в зависимости от условий конкретного дого-вора сельскохозяйственного страхования по данным видам застрахованно-го имущества.
2. Если заявленный страхователем фактический размер причиненно-го ему ущерба превышает размер страховой суммы, установленной дого-вором сельскохозяйственного страхования, то разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба страховщиком не возмеща-ется.
3. Для получения страхового возмещения страхователь обязан пред-ставить страховщику заявление о выплате страхового возмещения. К заяв-лению должны быть приложены договор сельскохозяйственного страхова-ния (страховой полис), а также другие документы, предусмотренные стан-дартными правилами страхования.
4. Расчет страхового возмещения производится страховщиком на ос-новании документов, представленных ему страхователем, а также полу-чаемых страховщиком от компетентных органов, иных организаций и лиц.

ГЛАВА VI. СТРАХОВЫЕ РЕЗЕРВЫ ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Статья 17. Особенности формирования страховщиками
страховых резервов по сельскохозяйственному
страхованию
Страховые резервы по сельскохозяйственному страхованию форми-руются страховщиками отдельно от других видов страхования в порядке, установленном органом страхового регулирования.

ГЛАВА VII. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАХОВЩИКОВ

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
за счет средств профессионального объединения
страховщиков
1. Компенсационная выплата в счет страхового возмещения по до-говору сельскохозяйственного страхования, заключенному в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется профессиональным объединением страховщиков в случаях, если страховая выплата не может быть осуществлена страховщиком, заключившим договор сельскохозяйст-венного страхования, вследствие применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной Федеральным законом.
2. Требование об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлено сельскохозяйственным товаропроизводителем в течение 1 года с момента признания страховщика, заключившего договор сельско-хозяйственного страхования, банкротом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Формирование фонда компенсационных выплат
Фонд компенсационных выплат формируется за счет перечисления страховщиками трех процентов от полученной страховой премии по дого-ворам сельскохозяйственного страхования.

Статья 20. Осуществление компенсационных выплат за счет
средств профессионального объединения страховщиков
1. Компенсационные выплаты по требованиям страхователей - сельскохозяйственных товаропроизводителей (выгодоприобретателей) осуществляются профессиональным объединением страховщиков, дейст-вующим на основании учредительных документов и в соответствии с на-стоящим Федеральным законом.
2. К отношениям между страхователем (выгодоприобретателем) по договору сельскохозяйственного страхования и профессиональным объе-динением страховщиков по поводу компенсационных выплат применяют-ся правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору сельскохозяйственным страхования. Соответствующие положения приме-няются постольку, поскольку иное не предусмотрено Федеральным зако-ном и не вытекает из существа таких отношений.
Компенсационные выплаты устанавливаются в размере ста процен-тов от размера страховой выплаты, предусмотренной договором сельско-хозяйственного страхования.
При этом указанные компенсационные выплаты уменьшаются на сумму, равную сумме произведенного страховщиком и (или) ответствен-ным за причиненный вред лицом частичного возмещения вреда.

ГЛАВА VIII. ФОНД ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 21. Формирование фонда возмещения убытков при
возникновении чрезвычайных ситуаций
Фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных си-туаций формируется за счет перечисления страховщиками десяти процен-тов от полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
Порядок формирования и расходования средств фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций определяется про-фессиональным объединением страховщиков с учетом требований дейст-вующего законодательства и настоящего Федерального закона.

ГЛАВА IX. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ И УЧАСТНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 22. Особенности правового положения профессионального
объединения страховщиков
1. Профессиональное объединение страховщиков является неком-мерческой организацией, представляющей собой профессиональное объе-динение, основанное на принципе добровольного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении сельскохозяй-ственного страхования.
2. Профессиональное объединение страховщиков создается и дейст-вует в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых орга-низациях».
3. Профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления новых членов.
Учредительные документы профессионального объединения стра-ховщиков должны содержать положение о согласии членов профессио-нального объединения страховщиков на вступление в него страховых ор-ганизаций, удовлетворяющих требованиям, которые в соответствии с уч-редительными документами профессионального объединения страховщи-ков предъявляются к его членам.
4. Профессиональное объединение страховщиков должно быть включено в реестр субъектов страхового дела.
5. Постоянно действующий коллегиальный орган управления объе-динения формируется общим собранием членов объединения. Все члены объединения имеют равные права на выдвижение кандидатур в состав по-стоянно действующего коллегиального органа управления. При голосова-нии по вопросу формирования органов управления объединения каждый действительный член объединения имеет один голос.

Статья 23. Функции и полномочия профессионального
объединения страховщиков
1. Профессиональное объединение страховщиков:
а) обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими сельскохозяйственного страхования, разрабатывает и устанавливает обязательные для профессионального объединения страховщиков и его членов правила профессиональной деятельности и контролирует их со-блюдение;
б) осуществляет разработку и согласование стандартных страховых продуктов с уполномоченным органом страхового регулирования.
в) представляет и защищает в органах государственной власти, ор-ганах местного самоуправления, иных органах и организациях интересы, связанные с осуществлением членами профессионального объединения страховщиков сельскохозяйственного страхования;
г) осуществляет компенсационные выплаты, предусмотренные на-стоящим Федеральным законом в соответствии с учредительными доку-ментами профессионального объединения страховщиков и требованиями настоящего Федерального закона;
д) формирует фонд возмещения убытков при возникновении чрезвы-чайных ситуаций за счет отчислений страховыми организациями части страховой премии.
е) готовит предложения в проект плана сельскохозяйственного стра-хования и представляет его на утверждение в уполномоченный орган;
ж) собирает и публикует статистические данные, необходимые для расчета тарифных ставок по сельскохозяйственному страхованию;
з) ведет статистический учет в сфере сельскохозяйственного стра-хования.
и) осуществляет иные функции, предусмотренные учредительными документами профессионального объединения страховщиков в соответст-вии с его целями и задачами.
2. Профессиональное объединение страховщиков вправе:
а) формировать и использовать информационные ресурсы, содержа-щие сведения о сельскохозяйственном страховании, в том числе сведения о заключенных договорах сельскохозяйственного страхования и страховых случаях, данные о страхователях с обеспечением установленных законода-тельством Российской Федерации требований о защите информации огра-ниченного доступа;
б) осуществлять защиту в суде интересов членов профессионального объединения страховщиков, связанных с осуществлением ими сельскохо-зяйственного страхования;
в) осуществлять возложенные на него в соответствии с законода-тельством Российской Федерации функции по информационному и орга-низационно-техническому обеспечению реализации настоящего Феде-рального закона.
Профессиональное объединение страховщиков вправе осуществлять иную предусмотренную его учредительными документами деятельность в соответствии с целями, определенными настоящим Федеральным законом.
Профессиональное объединение страховщиков может осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дос-тижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим це-лям.

Статья 24. Правила профессиональной деятельности
1. Общим собранием профессионального объединения страховщиков устанавливаются правила, обязательные для профессионального объеди-нения и его членов и содержащие требования в отношении:
а) порядка и условий рассмотрения членами профессионального объ-единения требований о страховых выплатах по договорам страхования, за-ключенным другими членами профессионального объединения, порядка и условий осуществления указанных страховых выплат;
б) порядка и условий осуществления профессиональным объедине-нием страховщиков компенсационных выплат, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств данного профессионального объединения страховщиков, и порядка рас-пределения между его членами ответственности по обязательствам про-фессионального объединения страховщиков, связанным с осуществлением компенсационных выплат;
в) порядка финансирования компенсационных выплат членами про-фессионального объединения страховщиков, мер по контролю за целевым использованием соответствующих средств, порядка ведения профессио-нальным объединением страховщиков учета по операциям со средствами, предназначенными для компенсационных выплат;
г) порядка формирования и расходования средств фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) формирования информационных ресурсов профессионального объединения страховщиков, содержащих информацию ограниченного дос-тупа, а также правил защиты этих информационных ресурсов и пользова-ния ими;
е) порядка вступления в профессиональное объединение страховщи-ков новых членов и выхода или исключения из него членов;
ж) условий и порядка формирования и расходования средств про-фессионального объединения страховщиков на цели иные, чем финансиро-вание компенсационных выплат, в том числе порядка распределения соот-ветствующих издержек, выплат, сборов и взносов между его членами;
з) квалификации работников;
и) документации, правил ведения учета и отчетности;
к) защиты связанных с осуществлением сельскохозяйственного стра-хования прав страхователей, в том числе порядка рассмотрения их жалоб на действия членов профессионального объединения страховщиков;
л) процедуры проведения проверок деятельности членов профессио-нального объединения страховщиков по сельскохозяйственному страхова-нию и соблюдения ими установленных правил, в том числе создания кон-трольного органа и порядка ознакомления с результатами этих проверок других членов профессионального объединения страховщиков, а также требований об обеспечении открытости информации для проведения таких проверок,
м) санкций и иных мер по отношению к членам профессионального объединения страховщиков, их должностных лиц и работников, порядка применения и учета таких санкций и иных мер, а также контроля за их ис-полнением, в том числе за непредставление статистических данных для формирования информационных ресурсов;
н) разрешения споров между членами профессионального объедине-ния страховщиков, возникших при рассмотрении одним из членов профес-сионального объединения требований об осуществлении страховых выплат по договорам сельскохозяйственного страхования, заключенным другим членом профессионального объединения страховщиков, а также иных во-просов профессиональной деятельности по сельскохозяйственному стра-хованию;
о) правил профессиональной деятельности, связанных с деятельно-стью профессионального объединения страховщиков;
п) иных правил профессиональной деятельности по сельскохозяйст-венному страхованию, установление которых отнесено к компетенции профессионального объединения страховщиков по решению его членов;
р) порядка учета, хранения, уничтожения и передачи бланков стра-ховых полисов;
с) установления доли вознаграждения за заключение договора сель-скохозяйственного страхования от страховой премии, уплачиваемой стра-хователем по договору сельскохозяйственного страхования, в пределах расходов страховщика на осуществление сельскохозяйственного страхова-ния.
2. В случае, если установленные профессиональным объединением страховщиков правила профессиональной деятельности нарушают права иных лиц, в том числе страхователей, страховых организаций, не входя-щих в профессиональное объединение, лица, права которых нарушены, и федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой дея-тельностью вправе обратиться с иском о признании указанных правил не-действительными или с иском о внесении в них изменений.
Лица, права которых нарушены, вправе требовать от профессиональ-ного объединения страховщиков возмещения причиненных им убытков.

Статья 25. Обязанность профессионального объединения
страховщиков по осуществлению компенсационных
выплат
1. Учредительными документами профессионального объединения страховщиков должна устанавливаться его обязанность по осуществлению предусмотренных настоящим Федеральным законом компенсационных выплат (статьи 17-19 настоящего Федерального закона), а в отношении членов профессионального объединения страховщиков - их субсидиарная ответственность по соответствующим обязательствам профессионального объединения.
2. Требования о компенсационных выплатах, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессио-нальным объединением страховщиков за счет средств, направленных его членами из резервов, а также средств, полученных от реализации профес-сиональным объединением страховщиков права требования, предусмот-ренного действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Имущество профессионального объединения
страховщиков
1. Имущество профессионального объединения страховщиков обра-зуется за счет:
а) имущества, передаваемого профессиональному объединению страховщиков его учредителями в соответствии с учредительным догово-ром профессионального объединения;
б) вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов, упла-чиваемых в профессиональное объединение страховщиков его членами в соответствии с правилами профессионального объединения страховщиков;
в) средств, полученных от реализации прав требования, предусмот-ренных статьей 9 настоящего Федерального закона;
г) добровольных взносов, средств из иных источников.
Имущество профессионального объединения страховщиков может использоваться исключительно в целях, ради которых создано профессио-нальное объединение страховщиков.
2. Средства, предназначенные для финансирования компенсацион-ных выплат, обособляются от иного имущества профессионального объе-динения страховщиков.
Средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, отражаются на отдельных балансах профессионального объедине-ния страховщиков, и по ним ведется отдельный учет. Для расчетов по дея-тельности, связанной с осуществлением каждого из указанных видов ком-пенсационных выплат, профессиональным объединением страховщиков открывается отдельный банковский счет.
3. Инвестирование временно свободных средств профессионального объединения страховщиков осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности исключительно в целях сохра-нения и прироста этих средств.
Направления инвестирования временно свободных средств профес-сионального объединения страховщиков определяются ежегодным пла-ном, утверждаемым общим собранием членов профессионального объеди-нения страховщиков.
4. Федеральным органом исполнительной власти по надзору за стра-ховой деятельностью могут устанавливаться требования в отношении ми-нимальной суммы средств для финансирования компенсационных выплат, находящихся на банковском счете профессионального объединения стра-ховщиков.
5. Средства, полученные профессиональным объединением стра-ховщиков от реализации прав требования, предусмотренных статьей 9 на-стоящего Федерального закона, направляются для финансирования ком-пенсационных выплат.
6. Финансовая деятельность профессионального объединения стра-ховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения.
7. Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс профессионально-го объединения страховщиков после их утверждения общим собранием членов профессионального объединения подлежат опубликованию еже-годно.

Статья 26. Взносы и иные обязательные платежи членов
профессионального объединения страховщиков
Размер, порядок уплаты членами профессионального объединения страховщиков взносов, вкладов и иных обязательных платежей в профес-сиональное объединение устанавливаются общим собранием членов про-фессионального объединения страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Россий-ской Федерации и учредительными документами профессионального объ-единения.

ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
2. Положения настоящего федерального закона, касающиеся сель-скохозяйственных животных вступают в силу с 1 января 2012 года.

 

 

Президент
Российской Федерации