На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
В. М. Резником, Ю. Б. Зеленским,
К. Б. Шипуновым, Ю. А. Исаевым,
Л. В. Пепеляевой
                                                                                                      
 
   Проект № 115185-5
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
 
Статья 1. Предупреждение банкротства банков в целях укрепления стабильности банковской системы
 
В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов кредиторов при наличии признаков неустойчивого финансового положения банка, выявлении ситуаций, угрожающих законным интересам его вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее – Агентство) вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банка, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
 
Статья 2. Меры по предупреждению банкротства банков с участием  Агентства
 
1. Меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:
1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка, в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников) (далее – инвесторы);
2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка обязательства и имущество банка или их часть (далее - приобретатели);
3) приобретения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка, в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
4) оказания финансовой помощи банку - при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющим определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);
5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
6) исполнения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка функции временной администрации на основании решения Банка России.
2. Указанные в подпунктах 1 – 5 пункта 1 настоящей статьи меры осуществляются Агентством на основании соглашений (договоров).
3. Перечень осуществляемых Агентством мер по предупреждению банкротства банка, включая формы и объемы оказания финансовой помощи, а также категории, объем и стоимость имущества и обязательств, в отношении которых осуществляется комплекс мер, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", устанавливается в плане участия Агентства в предупреждении банкротства банка. При необходимости Агентство вносит в указанный план изменения в порядке, предусмотренном для принятия и согласования этого плана.
4. Сделки, указанные в пункте 2 статьи 28 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", могут быть признаны недействительными судом, арбитражным судом по заявлению банка, в отношении которого в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлялось уменьшение уставного капитала.
5. В целях реализации настоящего Федерального закона Агентство открывает корреспондентский счет в Банке России.
 
Статья 3. Предложение Банка России об участии Агентства в предупреждении банкротства банка
 
1. В случаях, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, Банк России вправе предложить Агентству принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
2. Решение о направлении в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка принимается Комитетом банковского надзора Банка России.
3. С момента направления Банком России в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка в соответствии с настоящим Федеральным законом Банк России вправе принять следующие решения:
1) не применять к банку меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
2) не вводить предусмотренный статьей 48 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц;
3) не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных частью второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка. В этом случае Банк обязан ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России.
 
Статья 4. Оценка финансового положения банка
 
1. Банк России вправе принять решение о проведении оценки финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка.
2. Оценка финансового положения банка проводится совместно представителями Банка России и Агентства в соответствии с нормативным актом Банка России.
3. В целях оценки финансового положения банка Банк России и Агентство вправе направить в него своих представителей.
Указанные представители имеют право доступа во все помещения банка, к любым документам и информационным системам банка, вправе запрашивать и получать у работников банка любую информацию (включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну) и документы.
4. По завершении оценки финансового положения банка указанные представители направляют в Банк России и Агентство отчёт о результатах своей деятельности.
 
Статья 5. Решение об участии Агентства в предупреждении банкротства банка
 
1. Агентство не позднее 10 дней со дня получения предложения Банка России об участии Агентства в предупреждении банкротства банка уведомляет Банк России о принятии решения об участии в предупреждении банкротства банка либо об отказе от такого участия.
2. При рассмотрении предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства банка Агентство вправе:
1) обратиться в Банк России и (или) к потенциальным инвесторам с предложением об определении видов финансовой помощи и (или) иных видов содействия банку в случае принятия решения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
2) вести переговоры с органами управления банка, его учредителями (участниками), потенциальными инвесторами и иными лицами об осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
3) обратиться в Банк России с запросом о предоставлении дополнительных сведений, необходимых для принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
3. Решение Агентства об отказе от участия в предупреждении банкротства банка должно быть мотивировано. В случае принятия Агентством такого решения Банк России применяет к банку меры, предусмотренные федеральными законами.
 
Статья 6. План участия Агентства в предупреждении банкротства   банка
 
1. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании плана, который должен быть направлен Агентством в Банк России в течение 10 дней со дня принятия Агентством предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства банка.
2. В течение 10 дней со дня получения плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка Комитет банковского надзора Банка России принимает решение о его согласовании (утверждении) или отказе в согласовании (утверждении). В случае, если план участия Агентства в предупреждении банкротства банка предусматривает использование средств Банка России, согласованный Комитетом банковского надзора Банка России план подлежит утверждению Советом директоров Банка России в рамках указанного срока. Порядок согласования (утверждения) плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка устанавливается нормативным актом Банка России
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
к проекту федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
 
Возникшая финансовая нестабильность требует поиска адекватного решения для самостоятельной задачи - урегулирования проблем отдельных банков, как правило, крупных, банкротство которых может представлять собой системную угрозу для банковского сектора, интересов кредиторов и социальной стабильности.
В этой связи существующая система рыночной ответственности за результаты деятельности банка и полномочия надзорного органа, рассчитанные на спокойную экономическую ситуацию, требуют дополнения специальными процедурами вмешательства государственных органов, рассчитанными на кризисный период. Такой подход соответствует мировой практике, был опробован в России после финансового кризиса 1998 г.
Предлагаемый к рассмотрению законопроект содержит набор необходимых дополнительных инструментов по предупреждению банкротства банков. Приоритетом при их применении является сохранение активов проблемного банка в обороте, защита интересов кредиторов и обеспечение системной стабильности путем перехода банка (его активов и обязательств перед кредиторами) под контроль нового инвестора без отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Выполнение новых функций по предупреждению банкротства банков и соответствующую организационную работу предлагается поручить Агентству по страхованию вкладов (далее - АСВ). Такая работа будет вестись в тесном взаимодействии и под контролем Банка России.
Законопроектом предусмотрено необходимое финансирование деятельности по предупреждению банкротства банков. Помимо средств новых инвесторов, в качестве "последнего резерва" также предлагается использовать  средства федерального бюджета, фонда страхования вкладов и Банка России. В этой связи предполагается сделать взнос Российской Федерации в имущество АСВ в размере до 250 млрд. руб., а также предусмотреть возможность предоставления Банком России кредитов АСВ на срок до 5 лет без обеспечения.
Законопроект предусматривает, что специальные процедуры предупреждения банкротства банков (с использованием государственных средств) применяются Банком России в каждом конкретном случае. Соответствующее решение может быть принято по результатам работы наблюдателей, направленных Банком России в банк, и оценки ими реального положения дел.
Предлагаются следующие основные процедуры:
1) проведение рекапитализации банка за счет средств новых инвесторов;
2) в случаях, когда инвестор временно отсутствует (например, в связи со сложной ситуацией на рынке), в качестве резервного варианта предусматривается рекапитализация банка за счет государственных средств и его последующая продажа;
3) перевод в другой, финансово устойчивый банк, обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передачей активов на эквивалентную рыночную стоимость (после этого проблемный банк может быть ликвидирован);
4) выкуп активов банка (в том числе неработающих, долгосрочных, не приносящих доход).
Указанные процедуры в различных сочетаниях могут применяться для двух сценариев.
Первый – между новым инвестором и старыми владельцами банка достигнуто соглашение о продаже банка. В этом случае инвестору и (или) банку со стороны АСВ может быть оказана финансовая помощь, например, выдан кредит и осуществлен выкуп у банка активов, не приносящих доход.
Второй сценарий – действия при отсутствии нового инвестора. В этом варианте над проблемным банком Банком России временно может быть установлен административный контроль. В его рамках предусмотрена процедура принудительного приведения капитала банка в соответствие с величиной его собственных средств (при отрицательных значениях капитал списывается до одного рубля), приостановление полномочий органов управления банка и их передача временной администрации. Полномочия временной администрации передаются АСВ. 
После уменьшения капитала временной администрацией может быть принято решение о его увеличении. Дополнительная эмиссия акций (вклад) может быть сразу выкуплена инвестором, либо на период поиска инвестора в капитал банка вправе временно войти АСВ. Для последнего случая предусмотрена процедура быстрого выхода из капитала: при получении предложения о продаже акций (долей) АСВ обязано выставить их на торги; цена реализации не должна быть ниже большей из двух величин: стоимости чистых активов банка или расходов АСВ по предупреждению его банкротства.
Проектом предусмотрена возможность перевода в другой банк обязательств проблемного банка перед кредиторами с одновременной передачей активов на эквивалентную стоимость. Данная мера позволяет сохранить активы банка в обороте, обеспечить кредиторам быстрый доступ к их средствам и системе расчетов. Обязательства перед кредиторами передаются в соответствии с их очередностью, допускается также передача застрахованной части обязательств. В последнем случае при превышении страховой ответственности над стоимостью отчуждаемых активов за счет фонда страхования вкладов возможна выплата компенсации банку-приобретателю, а также кредиторам проблемного банку в целях справедливого удовлетворения оставшихся требований. Подобный механизм широко используется в мировой практике.
Проводимые АСВ мероприятия должны быть включены в план участия АСВ в предупреждении банкротства банка. Указанный план подлежит согласованию с Комитетом банковского надзора Банка России.
Предполагается, что положения законопроекта вступят в силу со дня официального опубликования Федерального закона и будут применяется до 31 декабря 2011 года включительно.
Кроме того предполагается, что положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федерального закона "О банках и банковской деятельности" будут применятся с учетом положений законопроекта.
 
 

Версия для печати

« Назад