На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Законопроекты

Вносится депутатами
Государственной Думы
Е. Ф. Лаховой,
П. В. Крашенинниковым,
В. В. Пановым,
Л. В. Пепеляевой
 
Проект № 184675-4
(новая редакция)
 
 
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об опеке и попечительстве
 
Глава 1. Общие положения
 
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
 
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены на постоянной основе недееспособные или не полностью дееспособные граждане (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения), если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
 
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
 
Опека – форма устройства малолетних граждан (несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет) и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия;
попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
патронаж – форма охраны интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, при которой назначенный органом опеки и попечительства указанному лицу помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения, договора  доверительного управления или иного соглашения;
подопечный – гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
недееспособный гражданин – гражданин, в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о признании его недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин или гражданин, в отношении которого вступило в законную силу судебное решение об ограничении его в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
 
Статья 3. Законодательство об опеке и попечительстве
 
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами семейного законодательства.
2. Отношения, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом.
Отношения, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, непосредственно настоящим Федеральным законом не урегулированным.
Нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
3. Вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
 
Статья 4. Задачи государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства
        
Задачами государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства являются:
обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
защита прав и свобод граждан, находящихся под опекой или попечительством;
обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;
обеспечение исполнения опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
 
Статья 5. Основные принципы государственного регулирования       отношений в области опеки и попечительства
 
Деятельность в области опеки и попечительства осуществляется в соответствии со  следующими принципами:
свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей,
подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;
обеспечение максимальной защиты прав и законных интересов подопечных.
 
Глава 2. Задачи и полномочия органов опеки и попечительства
 
Статья 6. Органы опеки и попечительства
 
1. Органами опеки и попечительства являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют права и исполняют обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
2. Законами субъектов Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями органов опеки и попечительства с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов.
3. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано на наличие у него такого статуса.
4. Осуществление полномочий органа опеки и попечительства гражданами, не являющимися сотрудниками органа опеки и попечительства, а также юридическими лицами не допускается. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным помощи в получении образования, медицинского обслуживания и по оказанию социальных услуг осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также с учреждениями медицинского, социального обслуживания населения, образовательными и иными учреждениями.
Орган опеки и попечительства может иметь в своей структуре подразделения, непосредственно выполняющие отдельные его функции, в частности, функции по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, подбору и подготовке граждан, желающих стать опекунами (попечителями) или принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных законом формах, надзору за пребыванием граждан под опекой (попечительством) и за пребыванием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан, а также подразделения, непосредственно обеспечивающие временное пребывание в них граждан до решения вопроса об их устройстве.
 
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
 
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
выявление лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве;
принятие мер по установлению опеки или попечительства, помещению граждан в соответствии с законодательством в воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, назначению помощника дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
контроль за сохранностью и управлением имуществом лиц, находящихся под опекой или попечительством или помещенных в соответствии с законодательством в воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения.
2. Органы опеки и попечительства выполняют также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
 
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
 
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относится:
выявление граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства или патронажа;
обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности гражданина, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
установление опеки или попечительства, назначение помощника совершеннолетнему дееспособному лицу;
осуществление надзора за деятельностью опекунов (попечителей), организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, а также помощников совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;
представление интересов несовершеннолетних, а также недееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если действия опекунов (попечителей) по представительству интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных, а также в случаях, если опекуны (попечители) не осуществляют защиту интересов подопечных;
решение вопроса о раздельном проживании попечителей с несовершеннолетними подопечными в предусмотренных федеральным законом случаях.
2. Органы опеки и попечительства могут быть наделены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иными полномочиями помимо указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства выносят акты. Указанные акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
 
Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного
 
1. Полномочия органа опеки и попечительства по отношению к подопечному возлагаются на тот орган опеки и попечительства, который произвел установление опеки или попечительства в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. При перемене  места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан в течение трех дней со дня получения от опекуна (попечителя) извещения о перемене места жительства подопечного направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства.
3. В случае, если новое место жительства или место пребывания подопечного неизвестно, орган опеки и попечительства по его прежнему месту жительства обязан обратиться в органы внутренних дел с заявлением о розыске подопечного. Расходы по розыску подопечных взыскиваются с опекунов (попечителей), не сообщивших органу опеки и попечительства в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона о перемене места жительства подопечного.
4. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
 
Глава 3. Правовой статус опекунов и попечителей
 
Статья 10. Лица, имеющие право быть опекунами (попечителями)
 
1. Требования, предъявляемые к личности опекуна (попечителя), устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними также Семейным кодексом Российской Федерации.
2. С целью получения сведений о личности будущего опекуна (попечителя) орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.
Орган опеки и попечительства вправе потребовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволяет установить его способность быть опекуном (попечителем).
Документы (копии документов) и иная информация, необходимые для установления опеки или попечительства, предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.
Сведения о личности будущего опекуна (попечителя), полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
3. Совершеннолетние дети, родители, супруги, бабушки и дедушки, совершеннолетние внуки, братья и сестры подопечного имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на назначение их опекунами (попечителями).
4. Каждому гражданину, нуждающемуся в опеке или попечительстве, назначается один опекун (попечитель). Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном (попечителем) только одного гражданина.
Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.
5. Орган опеки и попечительства при необходимости может назначить одному подопечному несколько опекунов (попечителей), в том числе при устройстве в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
При назначении нескольких опекунов (попечителей) представительство и защита прав и интересов подопечного осуществляется одновременно всеми опекунами (попечителями). В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами (попечителями) одному из них, это лицо должно иметь доверенность от остальных опекунов (попечителей).
Обязанности по обеспечению подопечного уходом и лечением, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также по обучению и воспитанию, могут быть распределены между опекунами (попечителями) актом органа опеки и попечительства об их назначении опекунами (попечителями) или договором об осуществлении опеки (попечительства). В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны (попечители) несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
6. Орган опеки и попечительства при необходимости может назначить одно и то же лицо опекуном (попечителем) нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном (попечителем) второго и последующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном (попечителем) не может быть назначено иное лицо.
В случае противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна (попечителя) орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.
 
Статья 11. Назначение опекунов и попечителей
 
1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
Лицам, помещенным на постоянной основе в воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается на администрации указанных организаций.
Временное помещение подопечного в воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении подопечного.
2. Опекун (попечитель) назначается с его согласия или по его просьбе органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.
В случае если лицу, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение месяца не назначен опекун (попечитель), исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в опеке (попечительстве).
В отношении несовершеннолетнего орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления факта отсутствия родительского попечения (статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации).
3. Основанием возникновения отношений между опекуном (попечителем) и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) может быть указан срок действия полномочий опекуна (попечителя), определяемый периодом времени или указанием на наступление определенного события.
4. Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна (попечителя) может быть обжалован заинтересованными лицами в судебном порядке.
5. Вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна (попечителя), подлежит возмещению на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.
Вред, причиненный несовершеннолетним или недееспособным гражданином в период, когда в соответствии с абзацем вторым пункта 2 настоящей  статьи орган опеки и попечительства исполнял обязанности опекуна (попечителя), подлежит возмещению на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.
 
Статья 12. Предварительная опека (попечительство)
 
1. В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина необходимо немедленное назначение ему опекуна (попечителя), орган опеки и попечительства вправе вынести акт о временном назначении совершеннолетнего дееспособного гражданина опекуном или попечителем (о предварительной опеке или попечительстве). Вынесение акта о предварительной опеке (попечительстве) допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни без предварительной проверки сведений о личности опекуна (попечителя) в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Временно назначенный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), за исключением права распоряжаться имуществом подопечного.
2. Предварительная опека (попечительство) прекращается, если до истечения месяца со дня вынесения акта о временном назначении опекуна (попечителя) временно назначенный опекун (попечитель) не будет назначен опекуном (попечителем) в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.
В случае, если орган опеки и попечительства назначил в указанный срок в общем порядке опекуном (попечителем) лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительной опеки, права и обязанности опекуна (попечителя)  считаются возникшими с момента вынесения акта о временном назначении опекуном (попечителем).
 
Статья 13. Назначение опекунов и попечителей над     несовершеннолетними по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних
 
1. Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна (попечителя) на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В случае, если ребенок проживает с одним из родителей, заявление подает данный родитель. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) по заявлению родителей (одного из них) должен быть указан срок действия  полномочий опекуна (попечителя).
2. Родитель (родители) вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение  родитель (родители) может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, или в завещании в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследовании.
Заявление родителя (родителей) о назначении на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку, подаваемое в орган опеки и попечительства, должно быть собственноручно подписано родителем (родителями) с указанием даты его составления. Подпись родителя (родителей) должна быть удостоверена руководителем органа опеки и попечительства. Родитель (родители) вправе отменить или изменить поданное заявление о назначении на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку путем подачи нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
3. При назначении опекуна (попечителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должны быть соблюдены требования федерального закона, предъявляемые к личности опекуна (попечителя).
4. Попечитель над несовершеннолетним, достигшим возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению самого несовершеннолетнего с указанием конкретного лица.
5. Орган опеки и попечительства может отказать в назначении опекуном (попечителем) лица, указанного родителями или самим несовершеннолетним, достигшим возраста четырнадцати лет, только в случае, если такое назначение противоречит законодательству или интересам ребенка.
 
Статья 14. Устройство под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки (попечительства)
 
1. Устройство лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, допускается по договору об осуществлении опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье. Заключение договора об осуществлении опеки (попечительства) с опекуном (попечителем) производится в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона. При устройстве лица под опеку (попечительство) по договору об осуществлении опеки (попечительства) требуется также вынесение акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя).
2. При устройстве лица под опеку (попечительство) по договору об осуществлении опеки (попечительства) права и обязанности опекуна (попечителя) по представительству и защите прав и интересов подопечного возникают с момента вынесения акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Иные права и обязанности опекунов (попечителей), в том числе права и обязанности по обеспечению подопечного уходом и лечением, по обеспечению сохранности имущества подопечного, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также и по его обучению и воспитанию, возникают с момента заключения договора об осуществлении опеки (попечительства).
 
Статья 15. Установление патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами
 
1. Орган опеки и попечительства обязан выявлять совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. 
2. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности,  осуществляет помощник, назначаемый органом опеки и попечительства с согласия патронируемого гражданина.
Помощником может быть назначен совершеннолетний дееспособный гражданин с его согласия. Лицо, осуществляющее социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначено его помощником.
Орган опеки и попечительства обязан назначить помощника в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
3. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать патронируемого гражданина о допущенных помощником нарушениях, которые могут быть основанием для расторжения заключенного между ними договора поручения или договора доверительного управления имуществом.
 
Статья 16. Права и обязанности опекунов и попечителей
 
1. Права и обязанности опекунов (попечителей) определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов (попечителей) по обучению и воспитанию несовершеннолетних устанавливаются семейным законодательством.
2. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
3. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом.
4. В интересах подопечного орган опеки и попечительства при вынесении акта о назначении опекуна (попечителя) может указать отдельные действия, которые опекун (попечитель) совершать не вправе, в том числе запретить опекуну (попечителю) изменять место жительства подопечного.
5. Опекуны (попечители) обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за выбытием с прежнего места жительства.
6. Временное отсутствие подопечного в месте жительства, в частности, в связи с учебой или в связи с пребыванием в лечебном учреждении, в местах отбывания наказания не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении подопечного.
 
Статья 17. Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству
 
1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
2. Орган опеки и попечительства вправе при необходимости, в частности, при невозможности устройства недееспособного или не полностью дееспособного лица под опеку (попечительство) на безвозмездных условиях, заключить договор с опекуном (попечителем) об осуществлении опеки (попечительства) за вознаграждение.
Указанным договором может быть предусмотрена выплата опекуну (попечителю) вознаграждения за исполнение его обязанностей за счет доходов от имущества подопечного, бюджетных средств, а также могут быть предусмотрены иные способы расчетов, в том числе выплата вознаграждения за счет третьих лиц.
Порядок заключения и расторжения договоров об осуществлении опеки (попечительства) определяется Правительством Российской Федерации.
3. По просьбе опекуна (попечителя), добросовестно исполняющего свои обязанности, орган опеки и попечительства вправе вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, разрешить ему безвозмездно использовать имущество подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки (попечительства) должны быть указаны состав имущества, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, а также срок пользования имуществом подопечного.
Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном (попечителем) имущественных прав и интересов подопечного.
4. Безвозмездное пользование опекуном (попечителем) жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается в порядке и на условиях, установленных пунктом 3 настоящей статьи, при удаленности места жительства опекуна (попечителя) от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.
 
Глава 4. Правовой режим имущества подопечных
 
Статья 18. Имущественные права подопечных
 
1. Подопечные приобретают права на имущество, в том числе права на суммы алиментов, пенсий и пособий, выплачиваемых на их содержание, иные социальные выплаты по основаниям, предусмотренным законодательством.
2. Опекуны (попечители) не имеют права собственности на имущество подопечных, а подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов (попечителей). По основаниям, предусмотренным законодательством, имущество может принадлежать опекунам (попечителям) и подопечным на праве общей собственности.
3. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов (попечителей) с их согласия.
4. Опекуны (попечители) не вправе использовать имущество подопечных в своих интересах за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона.
 
Статья 19. Охрана имущества подопечных
 
1. Опекуны (попечители), за исключением попечителей над гражданами, ограниченными в дееспособности, обязаны в трехдневный срок с момента возникновения их прав и обязанностей принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение.
Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна (попечителя), представителей жилищно-эксплуатационной организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, по его желанию. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные лица.
Опись имущества подопечного подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении.
Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах. Один экземпляр описи передается опекуну (попечителю), другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.
2. Имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор доверительного управления, опекуну (попечителю) не передается.
3. В необходимых случаях опекун (попечитель) обязан незамедлительно предъявлять в суд иски об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принимать иные меры к защите имущественных прав подопечного.
4. Опекун (попечитель) обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем собственном, не допускать уменьшения его стоимости и способствовать извлечению доходов от имущества подопечного. Исполнение опекуном (попечителем) указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
 
Статья 20. Распоряжение имуществом подопечных
 
1. Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям обязательные для исполнения разрешения и указания в отношении распоряжения имуществом подопечных в письменной форме.
3. Опекун вправе помещать денежные средства подопечного, а попечитель давать согласие на помещение денежных средств подопечного лишь в кредитные организации, более половины акций (долей) которых принадлежат государству.
Расходование денежных средств подопечного, помещенных в кредитные организации, осуществляется с соблюдением положений законодательства о дееспособности граждан, а также положений пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. Опекуны не вправе заключать договоры займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а  попечители давать согласие на заключение таких договоров за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением.
Заключение договора займа от имени подопечного в указанных случаях производится с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство.
5. Имущество подопечного не подлежит передаче в заем за исключением случаев, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости).
6. Опекуны не вправе заключать договоры о передаче имущества подопечного в пользование, а попечители  давать согласие на заключение таких договоров, если срок пользования имуществом превышает пять лет.
В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более пяти лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.
7. Опекун вправе приобретать от имени подопечного, (а попечитель – давать согласие на приобретение) лишь те ценные бумаги, которые указаны ему органом опеки и попечительства. Ценные бумаги, приобретенные по указанию органа опеки и попечительства, подлежат сдаче на хранение в банк или передаче в доверительное управление.
 
Статья 21. Особенности распоряжения недвижимым имуществом  подопечного
 
1. Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению за исключением:
принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;
отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;
отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;
отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при переезде его на другое постоянное место жительства;
отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.
Для заключения в соответствии с настоящей статьей сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, выдаваемое в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. При обнаружении факта отчуждения жилого помещения подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного с требованием о расторжении договора продажи принадлежавшего ему жилого помещения в порядке, установленном гражданским законодательством.
При расторжении договора жилое помещение, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату. Убытки, возникшие у покупателя и у подопечного, подлежат взысканию с опекуна (попечителя) в размере и порядке, установленных гражданским законодательством.
 
Статья 22. Разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных  прав подопечных
 
1. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного, в том числе обмену или дарению, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, когда действия опекуна (попечителя) могут повлечь уменьшение имущества подопечного, в том числе при:
отказе от иска, поданного в интересах подопечного;
заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;
заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.
Разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.
2. Разрешение органа опеки и попечительства, указанное в пункте 1 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть представлены опекуну (попечителю) в письменной форме не позднее 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче указанного разрешения должен быть мотивирован.
Выданное органом опеки и попечительства разрешение или отказ в выдаче разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке опекуном (попечителем), иными заинтересованными лицами, а также прокурором.
3. Правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, применяются также к выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации.
 
Статья 23. Охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего лица, ограниченного судом в дееспособности
 
1. К охране имущественных прав и интересов совершеннолетнего лица, ограниченного судом в дееспособности, применяются правила статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения настоящей главы, за исключением положений статьи 19 настоящего Федерального закона.
2. Совершеннолетний гражданин, ограниченный судом в дееспособности, самостоятельно принимает меры по охране своих имущественных прав и интересов.
3. Попечитель совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности, вправе требовать в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации, признания недействительными сделок, совершенных его подопечным.
 
Статья 24. Доверительное управление имуществом подопечного
 
К доверительному управлению имуществом подопечного помимо правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются положения статей 20-22 настоящего Федерального закона.
 
Глава 5. Ответственность опекунов (попечителей) и органов  опеки и попечительства
 
Статья 25. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей
 
 1. Надзор за деятельностью опекунов (попечителей) осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных.
Орган опеки и попечительства не реже двух раз в год обязан осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, а также сохранности имущества подопечных.
2. Подопечный вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекуна (попечителя).
3. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящего под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору.
При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и письменно уведомить об этом заявителя.
 
Статья 26. Отчет опекуна (попечителя)
 
1. Опекун (попечитель) ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки (попечительства), представляет в орган опеки и попечительства письменный отчет за предыдущий год о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Отчет опекуна (попечителя) должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна (попечителя) также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведения за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
2. Отчет опекуна (попечителя) утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
3. По утверждении отчета опекуна (попечителя) из описи имущества подопечного исключаются использованные вещи и вносятся соответствующие дополнения и изменения в опись имущества подопечного.
4. Отчет опекуна (попечителя) хранится в личном деле подопечного.
Правила ведения личных дел подопечных, а также форма отчета опекуна (попечителя) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 
Статья 27. Ответственность опекунов и попечителей
 
1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.
2. Опекуны (попечители) отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного по правилам гражданского законодательства об ответственности за причинение вреда.
При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) обязанностей по охране и управлению имуществом подопечного (порча имущества, ненадлежащее хранение, расходование не по назначению, совершение действий, повлекших уменьшение имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну (попечителю) о возмещении убытков, причиненных имуществу подопечного.
3. Опекуны (попечители) несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном законодательством.
 
Статья 28. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
 
Контроль за надлежащим исполнением органами опеки и попечительства их обязанностей осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.
 
Статья 29. Ответственность органов опеки и попечительства
 
Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий (бездействия) органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.
 
Глава 6. Прекращение опеки и попечительства
 
Статья 30. Основания прекращения опеки и попечительства
 
1. Опека (попечительство) прекращаются в случаях:
смерти опекуна (попечителя) или подопечного;
истечения срока действия акта о назначении опекуна (попечителя);
освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей;
отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.
Опека (попечительство) прекращаются также в случаях, предусмотренных статьями 39 и 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается также по достижении родителями восемнадцати лет, а также в других случаях приобретения ими полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия.
2. Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.
3. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения  противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
4. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на них обязанностей.
Отстранение опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случаях:
ненадлежащего исполнения обязанностей,
нарушения прав и интересов подопечного, в том числе при использовании опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечных без надзора и необходимой помощи,
выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекунами (попечителями) установленных федеральным законом или договором правил об охране и распоряжении имуществом подопечного.
5. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящей статьи, права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются с момента вынесения органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей или о его отстранении.
6. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей или о его отстранении может быть обжалован лицом, в отношении которого он вынесен, в судебном порядке.
 
Статья 31. Последствия прекращения опеки и попечительства
 
1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна (попечителя), не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно об их прекращении, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 26 настоящего Федерального закона.
2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна (попечителя) оснований для привлечения его к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента выявления оснований для привлечения лица к ответственности.
3. В связи с прекращением опеки (попечительства) договор об осуществлении опеки (попечительства), заключенный в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона, прекращается.
 
Глава 7. Государственная поддержка опеки и попечительства
 
Статья 32. Формы государственной поддержки опеки и попечительства
 
1. Подопечные, а также опекуны (попечители) имеют право на установленные для них законодательством виды государственной поддержки.
2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения иных нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна (попечителя), принадлежат соответственно опекуну или попечителю и расходуются им по своему усмотрению.
4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для подопечных, опекунов и попечителей в порядке, определяемом федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
 
Глава 8. Заключительные положения
 
Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона
 
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.
К правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
к проекту федерального закона
"Об опеке и попечительстве"

Целью проекта федерального закона "Об опеке и попечительстве" является упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, а также патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами. Предметом правового регулирования проекта являются отношения с участием как несовершеннолетних, так и совершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в ее установлении.
Наименование проекта федерального закона связано с его предметом. Опека и попечительство являются такими формами устройства граждан, в которых правоотношения сами по себе являются предметом гражданского законодательства. В этой связи законопроект призван урегулировать как отношения по осуществлению опеки (попечительства), так и отношения по ее установлению и прекращению в пределах компетенции федеральной законодательной власти.
Законопроект содержит задачи и принципы государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства, определяет права и обязанности органов опеки и попечительства, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.
С учетом современных потребностей в сфере отношений опеки (попечительства), а также положительного зарубежного (Франции, Германии, Канады и ряда других стран) и отечественного законодательного опыта в законопроекте предложены новые положения, направленные на удовлетворение интересов граждан, нуждающихся в опеке (попечительстве).
Так, проектом предусматривается введение упрощенного порядка назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).
В отличие от действующих норм, допускающих выплату опекунам (попечителям) вознаграждения только в одном случае (приемная семья), в законопроекте допускается заключение договоров об осуществлении опеки (попечительства) в любых случаях при необходимости. Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств муниципального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, а также могут быть предусмотрены иные способы расчетов, в том числе выплата вознаграждения третьими лицами.
Проектом федерального закона впервые детально урегулированы важные вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных. Определен порядок и сроки предоставления отчета опекуна (попечителя) о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного.
В законопроекте также впервые предусматривается введение ответственности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.
 
 
 
 
 

Версия для печати

« Назад