Проблемы и перспективы развития международного финансового центра в городе Москве

Основные проблемы на пути становления МФЦ, в общем-то, хорошо известны и ни для кого не секрет. Это высокие административные барьеры, коррупция, недостаточная развитость финансового рынка, пробелы законодательства, чрезмерное участие государства в экономике. Для инвесторов важны также стабильность законодательной базы, политической ситуации, эффективная администрация, не говоря уже о необходимости решения инфраструктурных проблем города Москвы.

Об этих проблемах говорят многие эксперты. Так, в рейтинге ведущих мировых финансовых центров из 75 мегаполисов Москва заняла 68-ю позицию. При этом она была включена в список претендентов на звание глобального финансового центра. Однако связано это было, прежде всего, с известностью города среди финансистов (в основном азиатских), удачным географическим расположением, а не с другими важными параметрами - качеством регулирования или развитием финансовых рынков.

Другое авторитетное рейтинговое исследование «Ведение бизнеса 2011: улучшение условий для предпринимателей», проводимое Всемирным банком, определило Российскую Федерацию на 123 место из 183 стран. При этом в прошлом рейтинге Россия занимала 116 позицию.

Помимо рейтинговых оценок, можно привести и реальные показатели. Так, в первом квартале 2011 г. зафиксировано увеличение чистого оттока частного капитала: по предварительным данным Банка России отток частного капитала в январе-марте составил 21,3 миллиарда долларов (в этот же период прошлого года - 14,7 миллиарда долларов).

Не может не беспокоить и настроения иностранных банков. За минувший год как минимум шесть европейских и американских банков объявили о планах частично или полностью свернуть деятельность в России. Некоторые иностранные банки при этом заявляли о трудностях конкуренции с крупными государственными банками.

По рынку IPO. Российские крупные компании предпочитают размещаться на зарубежных площадках. Так, в прошлом году 47% от общего объема привлеченного российскими эмитентами капитала привлечено на Гонконгской бирже. 33% капитала эмитенты привлекли в Лондоне, и только 20% — на местных биржах. При этом размещаться в России предпочитают средние компании.

Конечно, эти показатели свидетельствуют о том, что в России сейчас существует достаточное количество серьезных проблем, которые негативно отражаются на инвестиционном климате, предпринимательской активности. И руководство страны это хорошо понимает и ставит целью изменить ситуацию. Как известно, не так давно Президент страны огласил 10 мер по улучшению инвестиционного климата. Это комплекс мер, которые будут способствовать, в частности, смягчению налоговой политики, борьбе с коррупцией, созданию механизмов, направленных на повышение комфортности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменение политики управления государственной собственностью и др. Уже совершены конкретные шаги по реализации этих мер: Государственная Дума приняла федеральный закон, улучшающий ситуацию с госзакупками; в советах директоров крупных компаний мы уже видим серьезные изменения; по другим направлениям идет работа.

Многие зарубежные эксперты отмечают, что самое главное для России – это качественно реформировать структуру экономики. Только развитая экономика способна заинтересовать серьезных инвесторов и обеспечить долгосрочные инвестиции. Это, действительно, очень важно и сегодня многое делается в этом направлении. Очевидно, что развитие финансового рынка и реальной экономики – это взаимозависимые процессы и должны идти параллельно.

Да, у нас есть проблемы, серьезные проблемы, которые необходимо решать. Однако это не повод, чтобы отказываться от идеи создания международного финансового сектора, что советует сделать некоторые скептики. Наличие финансового центра – это одно из условий экономического суверенитета страны, развития экономики. Мы стремимся к этому. Поэтому сегодня – это безусловный приоритет для нашей страны.

Из важных шагов, сделанных в этом направлении, я бы назвала следующее:

1) Предстоит объединение двух наших самых крупных фондовых бирж - РТС и ММВБ. На это событие уже есть положительная реакция зарубежных специалистов. Слияние бирж позволит соединить их сильные стороны: РТС - это сильный рынок по деривативам, ММВБ - сильный спотовый и валютный рынок. Кроме того, объединятся и кадровые ресурсы, что также усилит позиции создаваемой биржи. Но самое важное, на мой взгляд, это то, что объединение бирж однозначно приведет к более высокому уровню капитализации, появятся возможности привлекать больше средств, развиваться и внедрять новые технологии.

2) Важным шагом является совершенствование системы контроля на финансовом рынке. Как известно, указом Президента от 04.03.2011 № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к ФСФР. При этом ФСФР наделена функциями по контролю и надзору в сфере финансового рынка, в частности за инвестиционными и страховыми компаниями, за исключением банковской и аудиторской деятельности. Уверена, что передача ФСФР функций надзора за рынком страховых услуг - это очень позитивное явление, которое будет способствовать повышению качества контроля, проведению единой надзорной политики.

3) Интенсивно развивается финансовое законодательство. На этом вопросе я бы хотела остановиться подробнее.

Как известно, за последнее время был принят целый ряд законов, направленных на совершенствование банковского законодательства. С 2015 года на консолидированную финансовую отчетность по МСФО перейдут кредитные и страховые организации, а также компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж. В части защиты прав инвесторов важным стал закон, расширивший перечень сообщений о существенных фактах, раскрываемых эмитентами.

Очень значимым для дальнейшего развития финансового рынка является принятие Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Уверена, что у данного закона есть высокий потенциал для того, чтобы сформировать благоприятную атмосферу на российских организованных рынках. В частности, созданы правовые условия для постоянного мониторинга Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) сделок, совершаемых на российских биржах. С сентября прошлого года ФСФР тестировала систему мониторинга и за четыре месяца зафиксировала более 26 тысяч подозрительных операций. Большую часть из них составили так называемые сделки, «не имеющие экономического смысла», но поступило также 727 сигналов о подозрении на сделки с использованием инсайдерской информации. Это, конечно, не говорит о том, что во всех этих случаях имела место инсайдерская торговля. Любой такой сигнал должен проверяться до того, как будут сделаны те или иные выводы. Важно, что были созданы правовые основы для выявления и предотвращения фактов манипулирования ценами или злоупотребления инсайдерской информацией. Думаю, это придаст инвесторам, в том числе, зарубежным, много больше уверенности при принятии решения о выходе на российский рынок.

Важным является принятие закона о клиринге и клиринговой деятельности.

Однако впереди еще предстоит большая работа. Одна из приоритетных задач на сегодняшний день – это доработка законопроекта о национальной платежной системе. Другой важный законопроект направлен на создание в нашей стране пруденциального надзора на рынке ценных бумаг. Также рассматривается законопроект, направленный на развитие института мобильных платежей.

Приведенные примеры – далеко не полный перечень рассматриваемых в настоящее время законопроектов.

Если проанализировать основные тенденции, то становится очевидным, что правила для участников финансового рынка ужесточаются, устраняются правовые пробелы в регулировании отдельных сфер финансовой деятельности. Делается это для того, чтобы обеспечить стабильность отечественного финансового рынка, повысить качество финансовых услуг, создать понятные и прозрачные для всех участников рынка правила, обеспечить защиту прав инвесторов, повысить доступность к финансовым ресурсам. Важно, что при этом учитывается зарубежный опыт и международные стандарты.

Важно совершенствовать гражданское законодательство, миграционную и налоговую политику. Необходимо продолжать работу по борьбе с коррупцией и снижению административных барьеров. В этой связи хотелось бы отметить важность развития такого направления, как возможностей получения государственных услуг через Интернет, подготовка к внедрению универсальной электронной карты. Как известно, в нашей стране с 1 января 2012 года начнется выдача универсальных электронных карт. Уверена, что это новшество повысит качество и доступность государственных и муниципальных услуг. Это также имеет огромное значение для обеспечения комфортных условий ведения предпринимательской деятельности.


Таким образом, реформирование идет, фронт работы – большой. Вероятно, необходимо ускорить темпы проводимых преобразований. Но у меня нет сомнений, что мы движемся в правильном направлении.

Кроме того, важно менять имидж страны. Мне представляется, что в немалой степени негативное мнение зарубежных инвесторов основывается на неправильных, противоречивых или недостаточных представлениях. Не так давно Минэкономразвития разработало Концепцию продвижения России на международных финансовых рынках, где предложен широкий спектр инструментов, которые будут способствовать улучшению имиджа России. Думаю, это тоже очень важное направление работы.