На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О проблемах реализации инновационной политики на региональном уровне и новых перспективах их преодоления

В первую очередь, необходимо признать, что очень долгое время вопросам инновационного развития экономики не уделялось достаточного внимания. Лишь в последние годы ситуация начала исправляться. И, конечно, сейчас наблюдается некоторая стихийность развития данного процесса. Инновационная инфраструктура в стране была создана, я считаю, просто с огромной скоростью. Сегодня она включает в себя широкую сеть организаций: Роснано, ОАО «Российская венчурная компания», государственные и негосударственные фонды поддержки научной и инновационной деятельности, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, инновационно-технологические центры, центры внедрения технологий и так далее. Практически всеми регионами приняты соответствующие законы, которые определяют направления, цели, виды и формы государственной региональной поддержки инновационной деятельности. Приняты соответствующие целевые программы и в различных формах осуществляется государственно-частное партнерство в данной сфере (начиная от консультационных услуг, заканчивая софинансированием инновационных проектов). В ряде регионов уже достигнуты хорошие результаты (Москва, Санк-Петербург, Тверская область, Новосибирская область, Томская область), но в целом в стране, несмотря на предпринятые усилия, ситуация все еще остается на начальном уровне.

Что мешает? Мое лично мнение - это, в первую очередь, недостаточный спрос на инновации со стороны бизнеса. В 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляло 9,4% от общего числа российских предприятий. Для сравнения: в Германии таких почти 70%, в Ирландии — 57%, в Бельгии — 60%, в Эстонии — 55%. Во-вторых, это до сих пор нерешенные вопросы о том, что же такое инновационная продукция, какие проекты и в каком порядке необходимо поддерживать? Есть и другие организационные проблемы: кадры, финансирование, законодательные пробелы.

Безусловно, все эти проблемы необходимо решать. В том числе, путем совершенствования федерального законодательства. Сейчас идет серьезное обсуждение проекта Стратегии инновационного развития («Инновационная Россия — 2020»), подготовленного Минэкономразвития. Далее – идет работа над проектом закона, уточняющего правовой статус фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (принят в первом чтении).

Но ключевым событием, на мой взгляд, является внесение в Государственную Думу проекта закона о государственной поддержке инновационной деятельности. Самое важное, на мой взгляд, что этот законопроект определяет такие понятия, как инновационная деятельность, инновационная продукция, критерии, которым должен соответствовать проект, чтобы быть поддержанным государством, виды и формы такой поддержки. Предусмотрена широкая система мер стимулирования. Например, вводится понятие «инновационное меценатство». Предлагается создать специальный налоговый режим для лиц, осуществляющих безвозмездное инвестирование собственных средств в инновационную деятельность. Кроме того, будет осуществляться государственная финансовая поддержка безвозмездного инвестирования субъектов инновационной деятельности (в виде беспроцентного кредитования инновационной деятельности или кредитования под льготные процентные ставки). Предлагается широко использовать такой инструмент, как инновационный налоговый кредит, которым сегодня могут пользоваться резиденты Сколково. Будут применяться таможенные льготы при ввозе товара, предназначенного для осуществления инновационной деятельности. Предусмотрены такие формы финансовой поддержки инноваторов, как гранты, прямые субсидии, госгарантии банкам, работающим с инновационными компаниями, субсидирование процентных ставок по кредитам, лизинг. Кроме того, предлагается создать Федеральный инновационный фонд России с подразделениями в регионах. Фонду поручат также продвижение российских научно-технических достижений на международные рынки.

Конечно, по проекту закона будет много предложений и замечаний. Но я считаю, что комплексное регулирование государственной поддержки инновационной деятельности необходимо.
 


Версия для печати

« Назад