Инновационное развитие – приоритет государственной политики

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы понимаем, что Россия должна перейти на инновационный путь развития. Соответствующая задача поставлена на самом высоком уровне. Однако у частного сектора недостаточно средств, ресурсов и, зачастую, стимулов для того, чтобы активно внедрять новые разработки даже при их наличии.
Очевидно, что рынок венчурного капитала развит очень слабо. В стране действует около 20 фондов с объемом капитала около 2 миллиардов долларов. Если сопоставлять это с американскими возможностями, да и не только американскими, это крайне мало. Удельный вес инновационной продукции в российской экономике – немногим более 5%. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, – меньше 10%. Этого, конечно, мало.
Сегодня безусловными лидерами по привлечению капитала являются отрасли потребительского рынка, финансовых услуг, информационно-коммуникационных технологий. Для нас крайне важно расширить спектр такого рода возможностей, развивать проекты в сферах биомедицинских технологий, прикладного программного обеспечения, сделать экономику энергоэффективной.

В настоящее время большая часть инвестиций в инновационные разработки и проекты прямо или косвенно осуществляется за счет государства. Этому, безусловно, есть причины. Одна из главных – недостаточно дружественная среда для инвестиций в инновационные компании. Кроме того, в России пока не развиты институты, которые могли бы аккумулировать финансовые ресурсы для инвестирования. Недостаточно капитализирована банковская система. Фактически нет рынка "длинных" кредитов, как нет и страховки от рисков финансирования.

Цивилизованную возможность для привлечения негосударственных инвестиций в инновации при определенных усилиях может предоставить фондовый рынок. Для этой цели в России создан биржевой сектор ММВБ "Рынок инноваций и инвестиций". Его цель – создать биржевой механизм привлечения инвестиций в высокотехнологический сектор экономики России. Для этого, в частности, была создана рабочая группа по разработке рекомендаций о господдержке привлечения частного капитала в инновационные компании, которую я возглавляю.
Мы рассматриваем различные предложения о мерах госстимулирования выхода инновационных компаний на публичные рынки, изучаем имеющийся опыт. Поэтому я могу сказать, что меры прямой и косвенной поддержки со стороны государства – это не какие-то эксклюзивные варианты. Они, в принципе, известны и в России, и за рубежом.
Это субсидирование различных видов затрат, процентных ставок, предоставление фискальных преференций, снятие ряда ограничений при выходе инновационных компаний на рынки. Важными будут программы обучения, поскольку нередко ученые и инвесторы разговаривают на разных языках. Именно такие меры сегодня должны разрабатываться и внедряться.

В целом за последние годы было сделано достаточно много для развития инновационной системы. Выросло бюджетное финансирование научно-исследовательских проектов. Созданы такие институты, обеспечивающие инновационную деятельность, как РОСНАНО, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, Рынок инвестиций и инноваций при ММВБ. Отдельные территории получили специальные статусы наукоградов, особых экономических зон, технопарков.
Планируется создать центр российский инноваций в Сколкове. Это будет центр отбора, апробирования, коммерциализации и последующей поддержки инноваций. 
Важно отметить, что, несмотря на кризисные явления, нам удалось сохранить макроэкономическую стабильность, создать достаточно открытую атмосферу для инвестиций.

Мы продолжаем принимать меры по стимулированию инноваций. Важным будет скорейшее принятие решений по налоговому регулированию, которые сейчас обсуждаются. Это такие вопросы, как:
– освобождение нового энергоэффективного оборудования от налога на имущество предприятий сроком на 3 года;
– уточнение порядка учета расходов на НИОКР и механизмов начисления амортизации. Дать возможность малым внедренческим предприятиям, созданным вузами и научными центрами, беспрепятственно переходить на упрощенную систему налогообложения;
– и самое главное, компенсация роста фискальной нагрузки на фонд оплаты труда для компаний, занятых в сфере информационных технологий, для резидентов технико-внедренческих зон и средств массовой информации. Для них ставка страховых взносов будет повышаться не сразу, а плавно в течение переходного периода.
Планируются изменения в таможенном администрировании, которое не должно создавать препятствий для импортеров и экспортеров продукции с высокой добавленной стоимостью.
Бизнес будет подталкиваться к внедрению новых технологий, будут ужесточаться нормы технического регулирования, вводиться современные стандарты экологической безопасности и энергосбережения.
Со своей стороны, Государственная Дума Российской Федерации готова к ускоренному темпу законотворческой работы в сфере инноваций. В марте было принято соответствующее заявление.

Формирование общих положений инновационной политики – это задача федерального центра. Но к ее решению нужно подключаться и региональным властям, чтобы они с учетом особенностей региона могли конкретизировать принимаемые меры, управлять инновационным процессом на территории.
Считаю, что у Новосибирской области есть все шансы стать передовым регионом в плане развития инноваций. У нас есть главное – огромный кадровый потенциал и великолепные возможности для его воспроизведения. Я говорю сейчас о мощной образовательной, научной базе.
Знаю, что уже сейчас Новосибирский технопарк активно привлекает зарубежных инвесторов. Буквально на прошлой неделе у нас побывала делегация Массачусетского технологического института, они, в том числе, обсуждали и перспективы сотрудничества с технопарком. У нас в области действует региональный венчурный фонд. Есть и примеры сотрудничества с РИИ МВБ.
Сейчас важно наладить системную работу, это понимает и федеральный центр, и региональная власть.