На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Коррупциогенность финансового и банковского законодательства

Очевидно, что вопросы устранения коррупциогенности положений финансового и банковского законодательства являются весьма непростыми. Одно дело, когда рассматривается законопроект, состоящий из двух абзацев и не затрагивающий непосредственно прав участников рынка или полномочий органов государственной власти. Однако сегодня в условиях, когда реализуется утвержденная Стратегия развития финансового рынка, когда стоит задача создания международного финансового центра, требуется введение в российское правовое поле сразу большого количества комплексных законодательных актов. Это и вопросы секьюритизации финансовых активов, и деятельности организованных рынков, и инфраструктурных облигаций и так далее.

В настоящее время одним из таких комплексных актов является законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком". Надо сказать, что у законопроекта изначально была непростая судьба, при рассмотрении в первом чтении к нему было высказано множество принципиальных замечаний. В этой связи Комитетом по финансовому рынку была даже создана специальная рабочая группа для доработки законопроекта ко второму чтению. Наряду с профильными комитетами Комиссия Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции провела антикоррупционную экспертизу законопроекта и выявила целый ряд замечаний.

С учетом результатов антикоррупционной экспертизы ряд изменений к тексту законопроекта был внесен рабочей группой. Например, в качестве замечания отмечалось, что в законопроекте не установлены пределы полномочий ФСФР по определению критериев значительного отклонения цен. Рабочая группа предложила закрепить, что критерии существенного отклонения цен будут определяться не ФСФР, а организаторами торговли на основании методических рекомендаций органа исполнительной власти.

Существенная работа была проведена по устранению такого коррупциогенного фактора как нечеткость определений и формулировок. Изменено базовое понятие "инсайдерская информация", исключена возможность для ФСФР по своему усмотрению неограниченно расширять данное понятие.

Одновременное исключены такие сугубо оценочные категории как "сведения, оказывающие влияние либо способные оказать влияние", "незначительный промежуток времени".

В то же время проблемой, с которой придется сталкиваться при работе над любым комплексным проектом, является такой коррупциогенный фактор как заполнение законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов органов исполнительной власти. В заключении Комиссии отмечается, что законопроект содержит отсылочные нормы, предоставляющие нормотворческие полномочия органам исполнительной власти с целью регулирования значительного числа вопросов.

Конечно, рабочая группа предпринимает возможные действия для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора. Однако очевидно, что полностью исключить нормотворческие полномочия уполномоченного органа не удастся – это привело бы к перегруженности законодательных норм и невозможности их оперативной корректировки в последующем. Это "неизбежное зло".

В некоторых случаях полная конкретизация правовых норма на момент разработки законопроекта невозможна. Например, в заключении Комиссии отмечается, что для устранения коррупциогенных факторов в проекте федерального закона необходимо конкретизировать перечень документов, необходимых ФСФР для осуществления проверки. Очевидно, что для законодательного акта по вопросу инсайда это неисполнимое требование.

Полагаю, что тот бесценный опыт работы над комплексным актом, который мы получили при работе над законопроектом об инсайде, еще не один раз пригодится при оценке новых инициатив, в том числе на предмет их коррупциогенности.


Версия для печати

« Назад