Рабочей группой с момента создания в октябре прошлого года проводится работа по восьми первоначально внесенным вопросам.
 
Первое из предложений – при первичном размещении акций на организованном рынке осуществлять субсидирование расходов инновационных компаний на организаторов размещения и финансовых консультантов. Сейчас входной барьер в виде издержек, связанных с подготовкой и регистрацией эмиссионных документов и организацией процесса размещения ценных бумаг, является одной из серьезных проблем при выходе малых и средних компаний на организованный рынок ценных бумаг.
 
Данные издержки включают:
·        затраты на подготовку и государственную регистрацию эмиссионных документов;
·        затраты на оплату услуг организатора размещения/листингового агента;
·        затраты на проведение аудита и составление финансовой отчетности по МСФО;
·        затраты на оплату услуг биржи и депозитария.
 
При среднем объеме размещения ценных бумаг в размере 150 млн. рублей указанные издержки составляют порядка 8,5 – 9 млн. рублей, причем почти 90% этих издержек составляют затраты на оплату услуг организатора размещения/листингового агента.
 
Необходимо решить следующие вопросы:
 
1)  объем и схема осуществления компенсаций.
 
Компенсация осуществляемых эмитентом затрат должна осуществляться не в полном объеме, а частично (например, в размере 50%). При этом возможно также установление верхней границы возможной суммы компенсации (например, не более 3-4 млн. рублей и не более 5% от объема размещения).
 
2)  критерии выбора компаний, издержки которых подлежат компенсации.
 
Критерием при выборе компании, которой может быть оказана поддержка,  должна являться инновационность. Она может выражаться через получение листинга на РИИ ММВБ. Кроме того, предложен критерий отбора по объему выручки компании (не более 5 млрд. руб. за последние четыре квартала) и по объему эмиссии (не более 300 млн. рублей).
 
3)  порядок осуществления государственного финансирования.
 
По оценке ГК "Роснанотех", в 2010-2012 годах объем средств, привлекаемых компаниями инновационного сектора с использованием механизмов рынка ценных бумаг, составит порядка 88 млрд. рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета (при 50-процентном субсидировании всех расходов эмитента и ограничении компенсации 5% от стоимости размещаемых ценных бумаг) составят порядка 2,2 млрд. рублей.
 
Для целей осуществления компенсаций из средств федерального бюджета необходимо предусмотреть механизм финансирования, который будет реализовываться одним из действующих институтов развития за счет программы поддержки малых и средних предприятий инновационной направленности.
 
Данная мера была предложена Минэкономразвития России в качестве меры по поддержке первичного размещения акций частными предприятиями на ММВБ в интересах реализации инвестиционных проектов инновационной направленности согласно поручению Президента РФ Правительству РФ от 19 февраля 2010 года.
 
По результатам рассмотрения предложения на заседании Правительства РФ было дано поручение доработать ее и подготовить проект нормативного правового акта до 1 июля 2010 года.
 
Следующее из числа предложений, внесенных на рассмотрение Рабочей группы, касалось изменения требований существующих котировальных списков. Для того, чтобы обеспечить выход на биржу более широкого круга компаний, в том числе малой и средней капитализации, предлагалось внести изменения в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, снизить требования котировального списка "И". Было предложено в отношении инновационных компаний снять требования по наличию маркет-мейкера, по минимальному среднемесячному объему сделок для поддержания акций в котировальном списке.
 
Однако в ходе рассмотрения предложения было установлено, что ФСФР в настоящее время разрабатывает проект нормативного правового акта, предполагающего внесение существенных изменений в систему листинга, замену существующих пяти листов на один единый.
 
Практика размещения показала, что отсутствие специализированного котировального списка не является серьезным препятствием для успешного размещения.
 
В этой связи Рабочая группа считает предложение на данный момент неактуальным.
 
Третья мера предполагала возмещение части затрат на выплату купонного дохода по биржевым облигациям, выпущенным эмитентами, акции которых допущены к торгам в специализированном сегменте российской биржи.
 
Согласно предварительным оценкам объем необходимого финансирования на реализацию меры составляет: в 2010 году – 0,9 млрд руб.; в 2011 году – 1,5 млрд руб.; в 2012 году – 3,8 млрд руб. Общий объем привлеченных средств должен составить порядка 100 млрд руб.
 
С целью анализа опыта применения аналогичных мер руководителем Рабочей группы были направлены запросы в субъекты РФ. Информация представлена в таблице. Согласно полученной информации источником выплаты субсидий в каждом случае выступал непосредственно бюджет субъекта РФ.
 
По мнению членов Рабочей группы на федеральном уровне реализация данной меры проблематична. Предложено реализовывать соответствующую меру при подписании соглашений ММВБ с субъектами РФ.
 
Следующий блок – налоговые преференции. Было предложено три меры.
 
Первая предусматривает освобождение от обложения дохода для инвесторов, приобретающих акции, при условии нахождения акций в собственности налогоплательщика более 1 года. Данная мера была поддержана Рабочей группой.
 
В письме Минэкономразвития России в Правительство РФ, при подготовке которого принимали участи члены Рабочей группы, указано на целесообразность в целях стимулирования долгосрочного владения ценными бумагами инновационных компаний предусмотреть освобождение граждан от налога на доходы при реализации таких ценных бумаг при условии их нахождения в собственности налогоплательщика более 1 года.
 
Далее предложено с целью повышения заинтересованности управленцев в выводе своей компании на IPO и снижения расходов эмитента на выплату вознаграждений ввести льготы для менеджмента компании, участвующего в опционной программе. Анализ перспектив этой меры на данный момент не закончен, предметно она будет рассмотрена на заседании Рабочей группы в апреле.
 
Последняя из числа налоговых мер – вычет по налогу на прибыль для эмитентов, разместивших свои акции на бирже на сумму расходов на организаторов размещения. Принимая во внимание перспективу внедрения меры поддержки в виде субсидирования расходов эмитентов при выходе на биржу, данная мера, по мнению членов Рабочей группы, является излишней и не поддерживается.
 
Пятый блок предложений касается изменения нормативных документов, регулирующих деятельность фондов, осуществляющих инвестирование государственных средств.
 
Здесь было выделено два блока. Первый – закрепление в нормативных актах положения о порядке "выхода" госкорпораций и фондов из проинвестированных компаний  путем продажи акций (паев) компаний на российском биржевом рынке. Мы считаем, что предметно рассматривать меры пока преждевременно, хотя запретов и сейчас нет. Госкорпорации, фонды развития и фонды, созданные при участии РВК, в настоящее время только начали процесс инвестиций в инновационные компании и ожидать их "выхода" из проинвестированных компаний следует не ранее чем через 1,5 – 2 года.
 
Второй блок – расширение перечня объектов инвестирования для российских институциональных инвесторов. На данный момент нормативно определены условия инвестирования средств инвестиционных фондов, пенсионных резервов, пенсионных накоплений. Действительно, например, в отношении пенсионных накоплений сравнительно более жестко ограничены возможности инвестирования. Однако эти ограничения мы считаем обоснованными.
 
По мнению Рабочей группы, целесообразно рассмотреть вопрос об изменении существующих требований к структуре портфеля институциональных инвесторов (например, снижение максимально возможной доли на инвестирование в недвижимость с закреплением высвободившейся доли за ценными бумагами, размещаемыми на фондовой бирже). Однако эта мера не является первоочередной.
 
По остальным трем направлениям, а именно развитие механизмов соинвестирования в государственные фонды, субсидирование ставок по кредитам и займам и разработка образовательной программы работа продолжается. Мы взаимодействуем с Минэкономразвития, в части образовательной программы – с Альбиной Ивановной Никконен.
 
Кроме того, в Рабочую группу были внесены дополнительные предложения. Эти меры будут предметно рассмотрены на заседании Рабочей группы в апреле.