На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О работе Госдумы над ключевыми законопроектами о финансовом секторе экономики
 
В последнее время деятельность финансового сектора стала предметом пристального внимания со стороны всего общества. Это обусловлено тем, что в условиях кризиса финансовая система остается одним из значимых элементов экономики.
 
Сегодня уже прозвучали основные инициативы по изменению регулирования в области финансовых рынков. Часть из них еще предстоит внести в Государственную Думу, но некоторые законопроекты уже находятся в работе. Мне хотелось бы коротко рассказать о том как идет работа над ними.
В начале считаю важным упомянуть о пакете федеральных законов, регулирующих деятельность по приему платежей, в том числе с использованием платежных терминалов. Деятельность эта получила широкое распространение, пользуется спросом, однако необходимого регулирования до настоящего времени нет. Это приводит к целому ряду негативных последствий. Для граждан – это отсутствие гарантий того, что они будут знать размер комиссии до совершения платежа, неопределенность момента, с которого гражданин считается совершившим платеж. Для государства – это потенциальная опасность увода наличных средств в тень из-за отсутствия необходимого фискального контроля. Федеральными законами, которые были приняты Государственной Думой в конце марта, данные вопросы должны быть решены.
 
Принятию законов предшествовала полуторогодовая работа межведомственной рабочей группы под председательством С.Д. Шаталова, включавшей в свой состав представителей Госдумы, Банка России, Минфина, Минэкономразвития, Росфинмониторинга, МВД. Поэтому при подготовке текстов законов были максимально учтены мнения всех заинтересованных лиц, был найден определенный сбалансированный вариант регулирования.
Тем не менее при рассмотрении пакета законов в Совете Федерации они были отклонены, хотя при в свое время при подготовке проектов ко второму чтению не поступало поправок ни от членов Совета Федерации, ни от Совета Федерации.
 
При отклонении законов Советом Федерации было предложено Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. В настоящее время такая комиссия уже работает, я вхожу в ее состав. Ожидается, что до конца мая согласительная комиссия сможет подготовить приемлемый вариант закона.
 
Следующий законопроект, который вызвал оживленную дискуссию, это проект федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".
Использование инсайдерской информации и манипулирование рынком – явления чрезвычайно негативные. Они угрожают самим основам функционирования организованных рынков, создают у одних инвесторов преимущество по отношению к другим, препятствуют справедливому ценообразованию. В результате  подрывается доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, ухудшаются условия для инвестирования и торговли на них. Очевидно, что дальнейшее развитие фондового рынка, становление в России финансового центра немыслимо без законодательного регулирования  соответствующих отношений.
 
Поэтому внесение Правительством РФ законопроекта об инсайде в самом конце прошлого года было долгожданным событием.
Однако мы вынуждены отметить, что при его рассмотрении комитетами Государственной Думы, Правовым управлением Аппарата Госдумы был выявлен целый ряд замечаний.
 
Формулировки некоторых базовых понятий являются нечеткими, используются оценочные категории, нераскрытые в гражданском законодательстве. Это может привести к неоднозначному и произвольному толкованию. К таким "проблемным" понятиям можно отнести термины "инсайдерская информация", "манипулирование рынком", "нестандартные сделки" и другие.
 
По мнению Комитета по финансовому рынку, круг лиц, отнесенных законопроектом к инсайдерам и вторичным инсайдерам, чрезмерно расширен. В этот круг могут попасть все работники организации, включая технический персонал. Требуют дополнительного уточнения положения законопроекта, значительно расширяющие полномочия ФСФР.
 
Тем не менее, учитывая важность и актуальность законопроекта, всеми комитетами он был рекомендован к принятию в первом чтении при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
 
С этой целью не дожидаясь принятия законопроекта в первом чтении по решению Комитета по финансовому рынку была создана рабочая группа, которую я возглавляю. В состав рабочей группы вошли депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, а также экспертного сообщества. Первое заседание рабочей группы состоялось 31 марта.
 
Одновременно было принято решение в рамках весенней сессии Государственной Думы организовать и провести парламентские слушания по законопроекту.
 
Вчера, в четверг, законопроект был рассмотрен на заседании нашего профильного комитета и, как я уже сказала, был рекомендован к принятию в первом чтении. 
 
Следующий важный законопроект, который, кстати, был косвенно упомянут в Программе антикризисных мер Правительства РФ, это проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
 
Законопроект направлен на установление особенностей проведения процедур банкротства финансовых организаций и мер по предупреждению их банкротства. Он распространяется на некредитные финансовые учреждения, в том числе на страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды и другие. Его внесение было связано с тем, что до настоящего времени законодательство о банкротстве не учитывает специфику деятельности  финансовых организаций. Закон не предусматривает достаточных механизмов, которые могли бы защитить граждан, ставших клиентами финансовых организаций, в случае банкротства последних. Как вы понимаете, сегодня это особенно актуально.
Частный пример. В соответствии с действующим законодательством при банкротстве негосударственного пенсионного фонда в конкурсную массу могут входить средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Вместе с тем, пенсионные резервы предназначены для обеспечения по обязательствам перед участниками фонда, а пенсионные накопления - перед застрахованными лицами. Поэтому законопроектом средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений исключены из состава конкурсной массы негосударственного пенсионного фонда.
 
Законопроект был внесен 18 сентября прошлого года и принят в первом чтении 21 января этого года.  В настоящее время идет его подготовка ко второму чтению, в частности, работают эксперты Комитета по собственности, который специализируется на вопросах банкротства.
 
В среду 8 апреля был принят во втором, содержательном чтении проект федерального закона, регулирующий особенности размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг. Концептуально законопроектом предлагается достаточно либеральный режим допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на российский фондовый рынок.
 
Второе чтение несколько раз переносилось, что было связано с необходимостью доработки текста документа. При подготовке законопроекта ко второму чтению были расширены возможности для размещения ценных бумаг иностранных эмитентов. Например, в законопроект включена норма о том, что эмитентами могут быть и непосредственно иностранные государства, являющиеся членами ОЭСР, ФАТФ или Манивэл, или их центральные банки. Был решен ряд важных технических моментов, например, порядок учета ценных бумаг иностранных эмитентов в депозитарии.
 
Логично, что в законопроект были включены специальные положения о порядке размещения ценных бумаг иностранных эмитентов среди квалифицированных инвесторов. К таким инвесторам закон относит Банк России, Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Российскую корпорацию нанотехнологий, то есть институты, которые заинтересованы в долгосрочных и низкорисковых вложениях.
 
Я успела рассказать о наиболее актуальных законопроектах, над которыми сейчас идет активная работа. Помимо этого в Госдуме рассматриваются законопроекты о биржевой деятельности, об упрощении процедуры эмиссии ценных бумаг за счет использования уведомительного порядка, о регулировании деятельности по управлению ценными бумагами и ряд других. Собственно говоря, по мере их принятия и вступления в силу и будет формироваться правовая база, необходимая для формирования в России финансового центра.

Версия для печати

« Назад