На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О проекте федерального закона № 145626-5 "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком"
 
 
Необходимость создания законодательных механизмов борьбы с инсайдерской торговлей и манипулированием ценами на организованных рынках сомнений не вызывает. Концептуально представленный законопроект направлен именно на решение этих задач.
 
Между тем, в предложенной редакции законопроект имеет ряд существенных недостатков, которые, по мнению комитетов Государственной Думы, не позволят регулирующему органу эффективно бороться с названными негативными явлениями.  Могут быть выделены следующие моменты:
 
1. Наибольшую обеспокоенность вызывают понятия и термины, которые определяются законопроектом. Формулировки некоторых базовых понятий являются нечеткими, в них используются оценочные категории, нераскрытые в законодательстве. Например, согласно законопроекту инсайдерской может быть признана только достоверная информация. Под достоверной информацией предлагается понимать информацию в отношении фактов, которые произошли или в отношении которых имеются разумные основания полагать, что они произойдут в будущем. Что такое "разумные основания" законопроектом не раскрывается.  
 
Далее, законопроект не дает исчерпывающий перечень информации, которая может быть признана инсайдерской, а ставит этот вопрос в зависимость от того, могла ли эта информация оказать существенное воздействие на цену финансового инструмента или товара, то есть также использованы оценочные категории. При таком нечетком определении этого понятия реализация закона едва ли может быть эффективной.
 
К числу проблемных относятся также такие ключевые понятия, как "манипулирование рынком", "инсайдер", "нестандартные сделки", "производные финансовые инструменты". Следует подчеркнуть, что нечеткость формулировок открывает возможности для их произвольного толкования, а, следовательно - для произвола контролирующих органов, проявления коррупции и других негативных последствий.
 
2. Имеются замечания по субъектному составу правоотношений. Круг лиц, отнесенных законопроектом к инсайдерам и вторичным инсайдерам, необоснованно расширен. В этот круг попадут все работники организации, включая технический персонал. Инсайдером может быть признано лицо, которое и не подозревает о том, что является носителем инсайдерской информации. Инсайдерами, согласно законопроекту, могут быть средства массовой информации. Необходимо дополнительно исследовать обоснованность такого подхода.  
 
3. Требуют дополнительной проработки положения законопроекта, расширяющие полномочия ФСФР России в части предоставления ему права получать сведения, составляющие банковскую тайну. В недостаточной мере в законопроекте раскрыты вопросы ответственности.
 
Эти и иные замечания, изложенные в заключения комитетов Государственной Думы, должны быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
 
С учетом изложенного, принимая во внимание чрезвычайную потребность финансового рынка в данном законе, Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 145626-5 "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" при его рассмотрении в первом чтении.

Версия для печати

« Назад