На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О законодательном обеспечении реализации приоритетных национальных проектов

Экспертно-консультативный совет по социально-экономическим вопросам при фракции "Единая Россия" в Государственной Думе проводит большую работу по законодательному обеспечению реализации приоритетных национальных проектов.

Работа осуществляется по нескольким направлениям.

Первое направление - анализ принятых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию приоритетных национальных проектов. Такая работа была проведена по каждому из четырех приоритетных национальных проектов. Результатом ее явилась подготовка двух документов - Таблицы нормативных правовых актов, в которых отражена информация о планируемых к принятию актах и фактически принятых по состоянию на определенную дату, а также Справки с изложением содержания принятых актов. Эти материалы учитываются при подготовке ежемесячных фракционных материалов в Государственной Думе и направляются депутатам для подготовки к работе в регионах. Материалы представлены в проекте брошюры, которая подготовлена для участников заседания.

Второе направление - это систематизация и анализ законодательных инициатив по обеспечению приоритетных национальных проектов, поступивших от депутатов Государственной Думы (так как с Советом Федерации ранее по этим направлениям мы не работали), а также министерств, ответственных за реализацию национальных проектов. Планы законодательных инициатив представлены в брошюре по трем национальным проектам - "Образование", "Развитие агропромышленного комплекса" и "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". По проекту "Здоровье" таких материалов нет, так как заседание по национальному проекту не состоялось в связи с проведением Правительственного часа, посвященного реализации национального проекта "Здоровье", в рамках которого был представлен доклад от фракции "Единая Россия".

Анализ законодательных инициатив был учтен при формировании сводного фракционного Плана мероприятий по реализации положений Послания Президента Федеральному Собранию и реализации национальных проектов.

Третье направление - правовой анализ. По данному вопросу не все материалы представлены в брошюре, поскольку круг проблем, обсуждаемых на заседаниях Экспертно-консультативного совета, значительно шире и материалов было подготовлено достаточно много. По проекту "Образование" представлен правовой анализ проектов федеральных законов, в котором указаны дополнительные замечания к текстам проектов законов, за исключением замечаний ГПУ и ведомств.

Большая системная работа была проведена по проекту в области жилья. Федеральными законами, направленными на формирование рынка доступного жилья, предусмотрена необходимость принятия подзаконных нормативных правовых актов. Правительством Российской Федерации с целью систематизации этой работы были изданы соответствующие распоряжения, в которых указаны акты, которые должны быть приняты.

Анализ был проведен на предмет соблюдения Правительством Российской Федерации сроков подготовки нормативных правовых актов. Сроки во многих случаях соблюдены не были. Первоначально предполагалось принятие 57 актов, которое было предусмотрено распоряжениями Правительства Российской Федерации, принятыми в июне 2005 года. Позднее Министерством регионального развития Российской Федерации был утвержден План-график реализации основных мероприятий национального проекта, в соответствии с которым была предусмотрена подготовка 75 актов Правительства Российской Федерации. Сроки были продлены. По состоянию на 20 мая было принято 24 постановления Правительства Российской Федерации. Сводная информация по данному вопросу представлена в Таблице сопоставления сроков представления в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации и сроков начала и окончания работ в соответствии с Планом-графиком реализации основных мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" в 2006 - 2007 годах".

Кроме того, в результате анализа федеральных законов было выявлено, что Правительством Российской Федерации не были учтены пять нормативных правовых актов, которые должны быть приняты. Одно из них – постановление Правительства Российской Федерации – принято, остальные целесообразно учесть при подготовке соответствующих Планов. Данный анализ был использован при подготовке предложений Экспертно-консультативного совета на ответ Председателя Правительства Российской Федерации на парламентский запрос "О нормативных правовых актах, которые Правительство Российской Федерации должно было принять во исполнение полномочий, возложенных на него федеральными законами, однако не приняло до настоящего времени, и об ориентировочных сроках их принятия".


Обсуждаемые на заседаниях Экспертно-консультативного совета вопросы, направленные на устранение возникших в ходе реализации проектов проблем, были учтены министерствами, ответственными за реализацию национальных проектов, при подготовке соответствующих актов. В частности, на заседании Экспертно-консультативного совета по национальному проекту "Образование" обсуждался вопрос об увеличении объема субсидии, выделяемой субъектам на вознаграждение за классное руководство, в связи с уточнением регионами годовой потребности в средствах на реализацию этого мероприятия. В настоящее время, по информации Минобрнауки России, к 7,7 млрд рублей, предусмотренных федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" на реализацию этого мероприятия, дополнительно потребуется выделение 6,3 млрд рублей. В связи с этим в ближайшее время необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год".

Кроме того, обсуждался вопрос о введении ежемесячного дополнительного денежного вознаграждения за классное руководство педагогам, работающим в вечерних школах и коррекционных образовательных учреждениях. Безусловно, принятие этого решения является очень важным. В этом случае также потребуется внесение изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год".

В целом на реализацию приоритетных национальных проектов в 2006 году выделяется более 180 млрд рублей. На национальный проект "Здоровье" предусмотрено 88,4 млрд рублей, на "Образование" в 2006 году из федерального бюджета - 25 млрд рублей. Основная часть выделяемых средств на реализацию самого долгосрочного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" на первом этапе (2006 – 2007 гг.) – это средства федерального бюджета: 86,1 млрд рублей прямых расходов и 60 млрд рублей государственных гарантий. В 2006 году на реализацию национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" из федерального бюджета выделяется 16,2 млрд рублей.

Вместе с тем на основе анализа итогов I квартала 2006 года, а также промежуточных результатов мероприятий по реализации национальных проектов были сформулированы вопросы в части увеличения объемов финансирования, требующие решения в кратчайшие сроки. В этой связи на Экспертно-консультативном совете рассматривались Планы законодательных инициатив, включающие проекты федеральных законов, направленные на решение этих вопросов.

Безусловно, законодательный аспект реализации национальных проектов очень важен. Однако считаю, что работа, осуществляемая Экспертно-консультативным советом, направлена прежде всего на достижение целей, определенных Президентом Российской Федерации, и оправдание ожиданий населения от реализации проектов.


Версия для печати

« Назад