На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Совершенствование законодательства о банкротстве

Несмотря на то, что законодательное регулирование вопроса о несостоятельности (банкротстве) осуществляется уже довольно давно - с 1992 года, интерес к нему не снижается, а напротив, проблемы несостоятельности (банкротства) в настоящее время очень актуальны и привлекают к себе пристальное внимание и законодателей, и судей, и арбитражных управляющих, и иных специалистов в этой области. Это связано и с появлением новых экономических отношений, требующих законодательного регулирования, а также с изменением подхода к самой проблеме банкротства.

Принятый в конце 2002 года Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" позволил изменить подход к процедуре банкротства, превратив механизм банкротства из инструмента захвата предприятий в процесс законодательного урегулирования отношений между кредиторами и должниками. Теперь основной целью процедуры банкротства является оздоровление предприятий, восстановление их платежеспособности.

Тем не менее практика показала, что и принятый закон о банкротстве не является совершенным в законодательном плане, содержит неточности, пробелы правового регулирования, коллизии между законом и иными правовыми актами.

В течение 2005 года в средствах массовой информации, на научно-практических конференциях, среди специалистов в области банкротства широко обсуждались законопроекты, внесенные Правительством в Государственную Думу. Это вызвано в первую очередь тем, что предлагаемые изменения касались важных аспектов несостоятельности (банкротства), а именно: допуска арбитражных управляющих к государственной тайне; сведения к минимуму возможности для злоупотреблений при банкротстве; реальности привлечения виновных лиц к ответственности за фиктивное и преднамеренное банкротство; устранения коллизий правовых норм, касающихся очередности удовлетворения требований кредиторов, определения круга юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), и ряда других вопросов.

Итогом работы Государственной Думы в настоящий момент является принятие 3 законов.

• Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующий вопросы допуска арбитражных управляющих к государственной тайне. Принятием закона обеспечивается основная цель – защита гостайны. Теперь наличие допуска к государственной тайне при представлении кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения арбитражным судом будет являться обязательным условием в случае, если исполнение обязанностей арбитражного управляющего связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Закон определяет механизм взаимодействия арбитражного суда, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, территориальных органов Федеральной службы безопасности и регулирующего органа при получении сведений о предприятиях, к руководству которых предъявляется требование о наличии допуска к государственной тайне, и учитывает интересы всех заинтересованных лиц.

Безусловно, практика применения этих положений закона выявит достоинства или недостатки разработанного механизма. Однако, учитывая неурегулированность этого вопроса ранее, принятие данного закона является позитивным.

• Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Законом внесены изменения в три статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за преступления, связанные с банкротством: в статьи 195, 196 и 197. Посредством принятия данного закона устранены противоречия между Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: уточнены составы противоправных деяний, усилены меры ответственности за них. Вместе с тем отдельные положения о преднамеренном и фиктивном банкротствах приведены в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Аналогичные изменения внесены в статьи 14.12 и 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

• Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации".

Данный закон направлен на приведение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих очередность удовлетворения требований кредиторов и определяющих круг юридических лиц, к которым допускается применение процедур банкротства, в соответствие с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации определяют, в частности, что основания, сроки, способы и порядок исполнения обязательств перед Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, а также размер процентов, штрафов и пеней за неисполнение обязательств в случае возбуждения дела о банкротстве определяются в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся два законопроекта, которые также призваны сделать процедуру банкротства более эффективной, но нуждаются в дальнейшей доработке.

Первый – законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" – уточняет процессуальный статус и полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих, конкретизирует порядок формирования ее компенсационного фонда и меры ответственности арбитражных управляющих, а также уточняет отдельные положения, касающиеся финансового оздоровления, внешнего управления, упрощенных процедур банкротства (ликвидируемых и отсутствующих должников).

Второй – законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" — направлен на реализацию главного принципа процедуры банкротства – оздоровить предприятие, восстановить его платежеспособность. В нем предполагается устранить противоречия между действующими нормативными правовыми актами по вопросам реализации так называемых реабилитационных процедур банкротства. В законопроекте также предусмотрено изменение оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, уточнение порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов налогоплательщиками в процедурах банкротства, увеличение срока предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов с 6 месяцев до 1 года. В соответствии с данным законопроектом исключается норма Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающая соответствие графика погашения задолженности по обязательным платежам законодательству о налогах и сборах.

Рассмотрение этих законопроектов планируется в Комитете по собственности в середине мая.

Следует также отметить, что в целях совершенствования законодательства о банкротстве и финансовом оздоровлении разработаны концепции законопроектов, к числу которых относятся:

• "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части введения реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника, признанного банкротом)".

Целью законопроекта является установление законных оснований для предоставления рассрочки уплаты основной суммы долга и процентов по нему гражданину-должнику, признанному в установленном порядке банкротом. Законопроект направлен на комплексное решение существующих проблем и позволяет регулировать отношения между гражданами-должниками и кредиторами в деле о банкротстве, а также налоговыми органами и органами, осуществляющими исполнительное производство.

Сегодня вопросы банкротства гражданина регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". При этом статьей 231 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривается, что положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, в первую очередь – в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также в Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

В настоящее время возникла необходимость рационального законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В первую очередь это обусловлено следующими факторами: ростом благосостояния граждан, расширением рынка ипотечного и потребительского кредитования. Риск признания гражданина несостоятельным (банкротом) по кредитным обязательствам и, соответственно, утраты им личного имущества отрицательно отражается на росте потребительского и ипотечного кредитования.

На данном этапе развития рыночных отношений представляется целесообразным законодательное закрепление так называемых "реабилитационных" процедур в отношении граждан, признанных несостоятельными (банкротами). Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института "потребительского банкротства" благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество. При выполнении так называемого плана погашения долгов и исполнении текущих обязательств граждане будут освобождаться от уплаты остальной части долга, от уплаты штрафной неустойки и процентов, а также не будет обращаться взыскание на некоторые виды имущества.

• "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части совершенствования положений об оспаривании юридических действий должника в процедуре банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником).

Разработана концепция, предусматривающая повышение эффективности институтов оспаривания сделок и привлечения к субсидиарной ответственности менеджеров должника. В соответствии с концепцией предполагается увеличение конкурсной массы за счет института оспаривания юридических действий должника, направленных на отчуждение имущества или принятие имущественных обязательств, а также путем включения в конкурсную массу имущества лиц, несущих субсидиарную имущественную ответственность.

Действующее законодательство не позволяет эффективно оспаривать сделки и юридические действия, направленные на незаконное отчуждение имущества должником в преддверии банкротства. В соответствии с процессуальным законодательством на истце лежит бремя доказывания умысла стороны скрыть имущество от взыскания кредиторов, либо причинно-следственной связи между действиями должника и, например, возникшими убытками у кредиторов. Судебная практика показывает, что доказывание умысла в этой ситуации практически невозможно. Прямые доказательства, как правило, отсутствуют, а принятие или непринятие косвенных доказательств полностью зависит от позиции суда.

Для реализации указанной концепции предполагается:

• уточнить материально-правовые основания конкурсного оспаривания сделок и юридических действий по отчуждению имущества или принятию имущественных обязательств;

• уточнить процессуальные права и обязанности сторон при оспаривании юридических действий и при привлечении лиц, имеющих или имевших право определять действия должника, к ответственности;

• упростить процедуру доказывания недействительности сделок, которые привели к причинению убытков кредиторов, а именно: предоставить возможность оспаривания сделок по одному или нескольким критериям, установленным в законе, без доказывания умысла, причинной связи и убытков. Например, для оспаривания сделки должника конкурсному кредитору или арбитражному управляющему будет достаточно доказать лишь факт совершения сделки в течение определенного времени до подачи заявления о банкротстве или в течение периода, когда должник отвечал признакам несостоятельности и в результате сделки должник получил неравноценное встречное исполнение;

• установить дополнительные основания оспаривания сделок, влекущих предпочтительное удовлетворение отдельных кредиторов, в том числе уточнить понятие "предпочтительность", понятие "юридическое действие, влекущее предпочтительное удовлетворение".

Кроме института оспаривания сделок, увеличению конкурсной массы может способствовать привлечение к субсидиарной имущественной ответственности лиц, способствовавших наступлению банкротства. Здесь, как и в случае с оспариванием сделок, наиболее сложным вопросом является вопрос доказывания вины менеджмента в банкротстве для привлечения к субсидиарной имущественной ответственности.

В этой связи представляется целесообразным установить, что лицо, имеющее либо имевшее право давать обязательные для исполнения должником указания, субсидиарно отвечает своим имуществом, если, например, должник не вел бухгалтерскую отчетность, ведение которой предусмотрено законодательством, или отчетность искажена либо утрачена. Для остальных случаев привлечения к субсидиарной ответственности целесообразно установить презумпцию виновности предпринимателя, не исполнившего обязательства, в соответствии с общим принципом гражданского законодательства Российской Федерации (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Предполагается, что изменения коснутся не только Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", но и Федерального закона "Об акционерных обществах", Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в части имущественной ответственности лиц при банкротстве хозяйственного общества.

• "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части регулирования особенностей банкротства финансовых организаций). Предусматривает закрепление понятия "финансовая организация" для целей законодательства о банкротстве; уточнение круга финансовых организаций; установление единых принципов банкротства финансовых организаций; определение особенностей банкротства отдельных видов финансовых организаций; создание механизмов защиты нарушенных в связи с банкротством финансовых организаций материальных прав граждан и разграничение предмета регулирования закона о банкротстве кредитных организаций и особенностей банкротства финансовых организаций, установленных в законе о банкротстве. Кроме того, концепцией предусматривается уточнение требований к кандидатуре арбитражного управляющего отдельных видов финансовых организаций.

• "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О производственных кооперативах", Федеральных закон "О некоммерческих организациях" (в части ликвидации юридических лиц).

• "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования процедур банкротства стратегических предприятий и организаций). Концепцией предусматривается совершенствование механизмов проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, участия государственных органов в делах о банкротстве и в процедурах банкротства указанной категории должников. Целью законопроекта является сохранение стратегически важных производств, что будет способствовать повышению обороноспособности и безопасности государства.

Таковы основные перспективы развития законодательства о несостоятельности (банкротстве).


Версия для печати

« Назад