О проекте концепции федеральной целевой программы
"Социально-экономическое развитие Сибири"

Разработка концепции федеральной целевой программы – одна из перспективных стратегий социально-экономического развития Сибирского региона. В представленном проекте Концепции комплексно рассмотрены проблемы развития Сибирского региона, проанализированы различные варианты их разрешения, а также отмечено, что нецелесообразно решать поставленные задачи развития региона в соответствии с уже имеющимися федеральными целевыми программами. Это связано с отсутствием комплексности и слабой их ориентацией на решение стратегических задач.

С учетом этого в рамках проекта Концепции предложен вариант, предусматривающий разработку и реализацию целостной и комплексной федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Сибири".

Программа состоит из четырех этапов:

1. 2006 – 2007 годы. В течение первого этапа субъекты Российской Федерации Сибирского федерального округа должны определить стратегические приоритеты своего развития до 2020 года, согласовав их с государственными приоритетами, разработать и принять комплексные программы социально-экономического развития, обеспечивающие реализацию выбранных приоритетов, обеспечить конкретизацию региональных программ в виде формирования комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

В этот период должна быть проведена "инвентаризация" научно-технических разработок академической, отраслевой и вузовской науки для формирования "инновационного пакета" ФЦП на базе разработок сибирской науки.

2. 2008 – 2010 годы – начало практического внедрения программы, в процессе которого предполагается прежде всего более четко разграничить сферы финансовой и организационной ответственности за практическую реализацию мероприятий Программы между бюджетной сферой и частными инвестициями.

В этот период и в последующем усилия всех субъектов ФЦП "Социально-экономическое развитие Сибири" должны быть сконцентрированы на ускорении решения задач глубокой переработки сырья, роста машиностроения и наукоемких производств, укрепления сырьевой базы, дальнейшего развития транспортной и рыночной инфраструктуры и отраслей потребительского комплекса.

Особенностью этого периода является начало реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в добывающих, перерабатывающих, инновационных отраслях, энергетике, транспорте, сфере потребительских услуг.

3. 2010 – 2015 годы предполагается дальнейшее формирование новой пространственной структуры экономики Сибири, основанной на интеграции и межрегиональной кооперации регионов. В качестве основных факторов интеграции могут рассматриваться: взаимодополняемость элементов ресурсного потенциала, диверсифицированные и социально ориентированные корпорации, системообразующие отрасли, роль и место сибирских субъектов Российской Федерации в целостном экономическом пространстве страны, взаимосвязанность и взаимообусловленность решаемых ими проблем и т.д.

4. 2016 – 2020 годы – этап закрепления и дальнейшего формирования тенденций социально-экономического развития Сибирского региона.

Вместе с тем необходимо отметить следующее. Концепция не содержит достаточно четкого описания конкретных объектов, посредством которых предполагается достичь планируемых результатов. То есть в проекте указаны некоторые механизмы достижения цели (частно-государственное партнерство, применение инноваций, развитие инфраструктуры), но они могут быть задействованы только при условии наличия конкретно определенного объекта приложения усилий. Проект не определяет такие объекты и не устанавливает, каким образом они могут быть определены в последующем.

Так, в проекте Концепции указано, что субъектами Российской Федерации на первом этапе должны быть сформулированы стратегические приоритеты. Но при этом не указаны критерии для их формулировки. В частности, не определено, каким образом будут учитываться результаты инвентаризации инноваций. Концепция не ориентирует субъекты Российской Федерации при выработке приоритетов, оставляя за федеральным центром право последующего согласования.

В то же время при описании второго этапа уже определено, что усилия всех субъектов должны фокусироваться на ускорении решения задач глубокой переработки сырья, роста машиностроения и наукоемких производств, укрепления сырьевой базы, дальнейшего развития транспортной и рыночной инфраструктуры и отраслей потребительского комплекса. Но основания для такого вывода не приведены. На мой взгляд, эти вопросы целесообразно детально проработать и описать в Концепции более полно.

Тем не менее, принимая во внимание сложность ситуации, в которой находится в настоящее время Сибирский регион, а также учитывая системность подхода к разрешению поставленных проблем, которую продемонстрировал проект Концепции, разработка Концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Сибири" должна быть поддержана.