На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Об основных перспективах развития законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Действующий в настоящее время Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" является уже третьим по счету законодательным правовым актом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). Первый закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был принят в 1992 году. Второй Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года был направлен на приведение норм закона в соответствие с новыми экономическими отношениями. И, наконец, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года направлен на исправление упущений прежнего закона, выработку действующих механизмов реализации положений закона.

До недавнего времени банкротство практически отождествлялось с ликвидацией. Принятый в конце 2002 года Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" позволил изменить подход к процедуре банкротства, превратив механизм банкротства из инструмента захвата предприятий в процесс законодательного урегулирования отношений между кредиторами и должниками. В настоящее время основной целью процедуры банкротства является оздоровление предприятий, восстановление их платежеспособности.

Однако практика применения закона показала, что и принятый закон о банкротстве не является совершенным в законодательном плане, содержит неточности, пробелы правового регулирования, коллизии между законом и иными правовыми актами.

В начале 2005 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен пакет законопроектов, касающихся внесения изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", с целью устранения противоречий между законодательными актами, а также с целью эффективного применения механизмов, направленных на восстановление платежеспособности должников. По внесенным законопроектам проведена масштабная работа, привлечены специалисты разного профиля, и к концу 2005 года Президентом Российской Федерации были подписаны три закона:

1. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующий вопросы допуска арбитражных управляющих к государственной тайне. Необходимость принятия данного закона была обусловлена следующим. Действующее законодательное регулирование не предусматривало обязанности арбитражного управляющего иметь допуск к государственной тайне при представлении в арбитражный суд его кандидатуры. Это обстоятельство повлекло за собой проблемы на практике, а именно: возникла, с одной стороны, опасность разглашения сведений, составляющих государственную тайну, лицами, не имеющими к ней допуска, а с другой - невозможность исполнения арбитражными управляющими своих обязанностей в полном объеме.

Принятый закон решает эти проблемы, обеспечивается основная цель этого закона – защита гостайны. В соответствии с законом наличие допуска к государственной тайне при представлении кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения арбитражным судом будет являться обязательным условием в случае, если исполнение обязанностей арбитражного управляющего связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Разработан механизм взаимодействия арбитражного суда, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, территориальных органов Федеральной службы безопасности и регулирующего органа при получении сведений о предприятиях, к руководству которых предъявляется требование о наличии допуска к государственной тайне. Так, ежеквартально информация о предприятиях, к руководству которых предъявляется требование о наличии допуска к государственной тайне, будет направляться территориальными органами Федеральной службы безопасности в арбитражные суды. При предъявлении в суд заявления о признании такого должника несостоятельным (банкротом) будет обеспечиваться назначение арбитражных управляющих только из числа допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Закон учитывает интересы всех заинтересованных лиц, в том числе и заявленной саморегулируемой организации. Только в случае, если арбитражные управляющие – члены заявленной саморегулируемой организации не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника (наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражного управляющего), арбитражный суд должен обратиться в регулирующий орган с целью представления соответствующей кандидатуры.

Принятие этого закона можно оценить только положительно. Однако, учитывая, что ранее регулирование данного вопроса не осуществлялось, не исключено его дальнейшее совершенствование.

2. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Закон направлен, во-первых, на устранение противоречий между Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – на уточнение составов противоправных деяний, и, во-вторых, на усиление мер ответственности за них. Основная цель закона – свести к минимуму возможности для злоупотреблений при банкротстве, сделать реально применимым на практике привлечение виновных лиц к ответственности. Фиктивное и преднамеренное банкротства, действительно, представляют серьезную опасность для экономики и справедливо запрещаются уголовным законом, но ошибки уголовно-правовой конструкции этих преступлений не позволяли осуществлять их своевременное выявление и расследование.

Законом внесены изменения в три статьи – 195, 196 и 197 – Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за преступления, связанные с банкротством. Аналогичные изменения были внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в статьи 3.5, 14.12, 14.13).

3. Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации".

Данный закон направлен на приведение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих очередность удовлетворения требований кредиторов и определяющих круг юридических лиц, к которым допускается применение процедур банкротства, в соответствие с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Поскольку при принятии в 2002 году Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" соответствующие поправки не были внесены в Гражданский кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации, возникла коллизия правовых норм. Данный закон направлен на ее устранение.

Изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации определяют, в частности, что основания, сроки, способы и порядок исполнения обязательств перед Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, а также размер процентов, штрафов и пеней за неисполнение обязательств в случае возбуждения дела о банкротстве устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Вместе с тем необходимо отметить, что на рассмотрении Государственной Думы находятся два законопроекта, которые также призваны сделать процедуру банкротства более эффективной, но и они нуждаются в дальнейшей доработке. В частности, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" уточняет процессуальный статус и полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих, конкретизирует порядок формирования ее компенсационного фонда и меры ответственности арбитражных управляющих, а также отдельные положения, касающиеся финансового оздоровления, внешнего управления, упрощенных процедур банкротства (ликвидируемых и отсутствующих должников). Законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" направлен на реализацию главного принципа процедуры банкротства – оздоровление предприятия, восстановление его платежеспособности. Законопроект предполагает устранение противоречий между указанными нормативными правовыми актами по вопросам реализации так называемых реабилитационных процедур банкротства.

В настоящее время в целях совершенствования законодательства о банкротстве и финансовом оздоровлении разработаны концепции законопроектов, предусматривающих изменения нормативных правовых актов, в том числе Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)":
• в части введения реабилитационных процедур в отношении гражданина–должника, признанного банкротом;
• в части совершенствования положений об оспаривании юридических действий должника в процедуре банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником;
• в части регулирования особенностей банкротства финансовых организаций;
• в части ликвидации юридических лиц;
• в части совершенствования процедур банкротства стратегических предприятий и организаций.

Таковы основные перспективы развития законодательства о несостоятельности (банкротстве).


Версия для печати

« Назад