На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О совершенствовании законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми

Первая международная Конвенция об упразднении рабства и торговли людьми была заключена в 1926 году. Ее участником являлся и Советский Союз. В статье 1 этого акта рабство определялось как "состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них". Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в статье 4 провозгласила: "Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и торговля людьми запрещаются во всех его видах". Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года в пункте 1 статьи 4 воспроизводит эту формулировку.

Понятие "торговля людьми" и другие термины, связанные с данным преступлением, отражены в "Протоколе о предотвращении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее", принятом Генеральной Ассамблеей ООН в качестве дополнения к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (г. Палермо, ноябрь 2000 года). В Протоколе торговля людьми определяется как осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применением или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Уголовная ответственность за торговлю людьми была установлена в Российской Федерации Федеральным законом от 8 декабря 2003 года.

Включение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 127.1 "Торговля людьми" предоставило правоохранительным органам юридические основания для привлечения виновных к уголовной ответственности за ряд деяний, которым нельзя было дать надлежащую правовую оценку по действовавшему ранее уголовному закону. Торговля людьми включает куплю-продажу либо вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение лица, совершенные в целях эксплуатации.

По данным ОБСЕ, в России ежегодно жертвами торговцев людьми становятся от 20 тысяч до 50 тысяч человек. Сегодня в основном это женщины и дети, которых похищают для занятия проституцией. Но в последнее время все чаще осуществляется торговля людьми с целью эксплуатации человеческого труда, которая принимает угрожающие масштабы.

Кроме того, возникают новые формы этой преступной деятельности. Это, в свою очередь, требует оперативного совершенствования законодательства, устанавливающего ответственность за торговлю людьми. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона, предлагающий дополнить субъективную сторону данного состава преступления указанием на цель корысти при торговле людьми, что позволит устранить негативные последствия узкого толкования понятия "торговля людьми".

Вместе с тем необходимо отметить следующее. Я направляла запросы в правоохранительные и судебные органы Сибирского федерального округа о практике применения статьи за торговлю людьми в 2004 году и знаю, что практика применения указанной нормы в 2004 году отсутствовала. В 2005 году ситуация немного изменилась в лучшую сторону и статья начала работать.

Безусловно, борьба с торговлей людьми актуальна и необходимо работать над вариантами решения этой проблемы, в том числе путем совершенствования законодательства. Именно поэтому я считаю проведение данной Ассамблеи своевременным и очень значимым мероприятием.


Версия для печати

« Назад