На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Государственная политика в области финансово-имущественной
поддержки субъектов предпринимательства
 
Сегодня мы обсуждаем актуальные проблемы малого и среднего бизнеса. В последнее время мероприятия по данному вопросу проводятся на различных уровнях. На прошлой неделе состоялся круглый стол по аналогичной тематике в Комитете Государственной Думы по собственности. На нем присутствовали представители законодательной, исполнительной власти, регионов, муниципалитетов и конечно малого бизнеса. 
 
Обсуждение показало, что в плане финансово-имущественной поддержки наиболее актуальным является вопрос реализации федерального закона № 159-ФЗ, который предоставляет субъектам малого и среднего бизнеса преимущественное право выкупа арендуемых помещений.
 
В ходе реализации закона возникли достаточно серьёзные сложности, связанные с определением добросовестности арендатора. Речь идет о толковании норм, которые касаются задолженности по внесению арендной платы за аренду имущества. Закон сейчас говорит о том, что преимущественное право выкупа у арендатора возникает, если он уплачивал арендную плату надлежащим образом в течение всего срока аренды. Но практика показывает, что большинство арендаторов по тем или иным причинам допускали какие-то нарушения, поэтому эта норма при строгом ее толковании отсекает большую часть арендаторов.
 
В этой связи сейчас на рассмотрении Государственной Думы уже находятся различные предложения, направленные на решение этого вопроса. Более мягкое предложение предусматривает, что не должно быть задолженности к моменту вступления в силу закона. Более категоричное предложение говорит о том, что если арендатора не выселяли на момент принятия решения о приватизации, значит при отсутствии долгов у него есть преимущественное право.
 
Поступают предложения сократить срок добросовестного использования с трех лет до одного года, дать возможность использовать преимущественное право, если арендатор менялся только формально, а фактически люди те же. Их сейчас рассматривают, систематизируют.
 
Но надо сказать, что не менее важен подход в регионах. Например, в Санкт-Петербурге указанную выше проблему с арендной платой решили собственным законом. Хотя конечно более правильным будет внести изменения в федеральный закон.
 
В Удмуртской Республике не стали вводить ограничение по площади – сколько арендатор занимает, столько он и вправе выкупать.
 
В целом на уровне регионов и муниципалитетов поддержка может быть очень конкретная. Например, в Москве было принято решение о замораживании ставок арендной платы до 1 тысячи рублей за квадратный метр для субъектов малого и среднего предпринимательства. Было принято решение о том, что вложения в неотделимые улучшения арендованного имущества позволяют продлевать срок действия договора аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства на период окупаемости этих вложений.
 
Для тех объектов, где необходимо производить капитальный ремонт, базовый срок аренды для субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен с 5 до 10 лет. Кроме того, применяются ступенчатые ставки арендной платы для первого, второго и последующих годов  аренды.
 
Вопросы, связанные с реализацией Федерального закона № 159-ФЗ, конечно не единственные которые нужно рассматривать, когда мы говорим о имущественной поддержке малого бизнеса. Я могу коротко упомянуть об уже подготавливаемых инициативах Минэкономразвития.
 
Во-первых, готовится проект постановления о предоставлении в аренду федерального имущества малому и среднему бизнесу. Согласно ему всё временно свободное федеральное имущество предоставляется в аренду только малому и среднему бизнесу, который будет иметь преимущество на заключение этих договоров.
 
Во-вторых, предлагается введение  понижающих коэффициентов арендной платы для малых компаний: в первый год – они будут уплачивать 40% от ставки, во второй – 60 %, в третий – 40 %.
 
В-третьих, поставлен вопрос о передаче временно свободного федерального имущества в специализированные региональные фонды имущества, предназначенного для сдачи в аренду малому бизнесу.
 
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба сейчас готовит постановление о порядке проведения торгов и аукционов. В нем будут закреплены нормы о проведении специальных торгов с ограничением по составу участников. Речь идёт о том, что муниципалитет или субъект Российской Федерации сможет при организации торгов определить, что участвовать в  них будет, например, только малый бизнес. Кроме того, могут быть установлены требования к специализации помещения, назначению его последующего использования. 
 
Есть ряд предложений с менее определенной перспективой, над которыми еще предстоит серьезно поработать.
 
Первое – это упрощение системы налогообложения для субъектов малого бизнеса, снятие требования о применении контрольно-кассовой техники. Иными словами, необходимо упрощение системы документооборота до такой степени, чтобы предпринимателю не нужно было нанимать отдельно квалифицированного специалиста – бухгалтера, чтобы предприниматель мог сам спокойно платить заработную плату своим наемным работникам и налоги. Наконец, нужно менять фискальную политику государства по отношению к малому и среднему бизнесу на инвестиционную. Есть предложения о введении налоговых каникул для стимулирования малых форм производств.
 
Еще одна идея – это укрепление позиции арендатора, и не только государственного или муниципального имущества, а арендатора вообще, поскольку малый бизнес – это все-таки класс арендаторов, а не собственников. На сегодня у нас арендные отношения не обеспечивают прав арендатора. Можно искусственно создать условия для его выселения, даже если он исправно платит арендную плату. Саму плату тоже можно довольно произвольно изменять. В развитых странах аренда защищена до такой степени, что если человек своевременно оплачивает арендную плату, выселить его практически невозможно. Поэтому это отдельный серьезный блок для проработки. Мы должны четко определить те случаи, когда арендатор признается добросовестным, а когда не признается.
 
Я обозначила только некоторые элементы государственной политики в области финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Очевидно, что перечень это требует дополнения, проработки и, наконец, внедрения. Ведь сегодня экономическая теория утверждает, что диверсифицированная экономика  более устойчива к кризисам. А что такое диверсифицированная экономика? Это экономика, в которой и малый, и средний бизнес имеют свою значимую долю.

Версия для печати

« Назад