На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О взаимодействии федеральных, региональных и муниципальных органов регулирования потребительского рынка

В настоящее время одним из наиболее обсуждаемых и актуальных является вопрос о приватизации государственного и муниципального имущества.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в срок до 1 января 2009 года органы местного самоуправления должны принять решение об отчуждении или перепрофилировании ими муниципального имущества, не предназначенного для реализации законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий. Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2009 года подлежит перепрофилированию или отчуждению в порядке и сроки, установленные законодательством о приватизации, имущество, которое в соответствии с указанным законом, иными федеральными законами не передано в федеральную собственность или муниципальную собственность и не может находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

Таким образом, отчуждение государственного и муниципального имущество должно быть осуществлено в относительно короткие сроки.

Арендаторами такого имущества в большинстве случаев выступают субъекты малого предпринимательства, которые в сложившейся ситуации не смогут на общих основаниях выкупить арендуемое ими государственное или муниципальное имущество. В этой связи разрешение сложившейся ситуации возможно либо путем предоставления преференции при приватизации государственного и муниципального имущества, либо путем изменения сроков для приватизации в сторону их увеличения.

На рассмотрение Государственной Думы было внесено пять законопроектов, направленных на предоставление преференций при приватизации государственного и муниципального имущества. Комитет Государственной Думы по собственности был назначен ответственным комитетом. Четыре законопроекта, предусматривающие свои механизмы предоставления преференции при приватизации имущества, Государственной Думой были отклонены. Указанные законопроекты вносились Государственной Думой Ярославской области, Законодательным Собранием Ивановской области, Московской городской Думой и Волгоградской областной Думой.

Эти законопроекты в нарушение принципа равенства покупателей приватизируемого имущества предлагали в основном законе о приватизации установить исключения. Названный принцип равенства покупателей приватизируемого имущества является основным, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

При рассмотрении поставленной проблемы возникает два вопроса.

Первый – должна ли вообще предоставляться преференция при приватизации государственного и муниципального имущества, учитывая, что действующее законодательство о приватизации основывается на принципе равенства покупателей государственного и муниципального имущества?

Представляется, что все-таки отдельным субъектам, наименее защищенным материально, но выполняющим значимую социальную функцию, преференция должна быть предоставлена. Если в самое ближайшее время не предпринять адекватных мер по их законодательной поддержке, то на местах произойдет существенное сокращение количества таких предприятий, следствием которого станет рост безработицы.

По мнению Комитета Государственной Думы по собственности, если будет принято политическое решение о предоставлении преференции при приватизации имущества отдельным категориям субъектов, то правовое разрешение проблемы должно быть следующим – должно быть отдельное законодательное регулирование данного вопроса, вне рамок основного закона о приватизации, и этот законодательный акт должен предусмотреть особенности приватизации государственного и муниципального имущества отдельными категориями субъектов.

Второй вопрос – кому должна предоставляться преференция?

Одними из наиболее вероятных субъектов являются субъекты малого предпринимательства, о необходимости поддержки которых неоднократно говорил в своих выступлениях Президент Российской Федерации.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества", внесенный группой депутатов Государственной Думы, в том числе и мной. Указанный законопроект предусматривает предоставление преференции при приватизации государственного и муниципального имущества субъектам малого бизнеса.

С целью всестороннего анализа ситуации мной были направлены запросы главам всех субъектов Российской Федерации с предложением предоставить информацию о структуре арендаторов государственного и муниципального имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также предложения об условиях предоставления преференции. В основном субъекты Российской Федерации считают целесообразным предоставить преференции при приватизации имущества.

Однако Правительство Российской Федерации в настоящее время не поддерживает рассматриваемый законопроект. Позиция Правительства Российской Федерации заключается в том, что законопроект нарушает закрепленный в законодательстве принцип равенства участников правоотношений, а также законопроектом вводится не предусмотренный действующим законодательством о приватизации способ приватизации – выкуп государственного и муниципального имущества, находящегося в аренде.

Сегодня окончательного решения вопроса о предоставлении преференций при приватизации государственного и муниципального имущества нет, но ведется активная работа по согласованию позиций и поиску наиболее подходящего решения проблемы.


Версия для печати

« Назад