На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Управление недвижимостью: проблемы, решения и правовое регулирование

Управление недвижимостью является актуальной темой, которой уделяется в настоящее время большое внимание как органами власти, так и собственниками недвижимого имущества. Актуальность обусловлена прежде всего увеличением масштабов недвижимого имущества, вовлекаемого в оборот, сложностью и неоднородностью структуры и состава имущественных комплексов.

Управление недвижимостью - это принятие решений, направленных на более полное и эффективное использование недвижимого имущества. В настоящее время вопросы повышения эффективности управления объектами недвижимости являются наиболее острыми. Управление недвижимостью может осуществляться в различных формах: сдача в аренду, передача в хозяйственное ведение или оперативное управление, передача в доверительное управление и других.

Одним из наиболее существенных элементов управления недвижимостью является, на мой взгляд, совершенствование законодательства в данной области. Базовым правовым актом регулирования таких форм управления недвижимостью, как аренда и доверительное управление, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Специальных федеральных законов, регулирующих данные правоотношения, нет.

В 1999 году Постановлением Правительства Российской Федерации была одобрена "Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации". Несмотря на то что указанный документ был принят шесть лет назад, многие цели и задачи, сформулированные в Концепции, являются актуальными и в настоящее время.

Одной из целей Концепции является привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Для успешного привлечения инвестиций в сферу государственного имущества многие государства используют практику концессионных соглашений. В России указанная практика не была распространена до недавнего времени в связи с отсутствием законодательной базы.

Основа для публично-частного партнерства в России была заложена в июле этого года: Государственной Думой был принят Федеральный закон "О концессионных соглашениях". В соответствии с указанным законом в качестве объекта концессионного соглашения выступает объект недвижимого имущества. Закон определяет 14 видов объектов концессионного соглашения, в том числе автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, железнодорожного, трубопроводного транспорта, морские и речные порты, морские и речные суда, аэродромы, системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, метрополитен и другой транспорт общего пользования, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона "О концессионных соглашениях" проводится большая работа по разработке нормативных актов. В частности, подготовлен проект типового концессионного соглашения. Правительство Российской Федерации в настоящее время осуществляет среднесрочное планирование социально-экономического развития России на 2005 – 2008 годы. Одной из стратегических целей развития страны определено повышение эффективности управления недвижимостью.

Осуществление указанных мероприятий означает, что в сфере управления недвижимостью ведется активная работа. Полагаю, что законодательство в данной области будет динамично развиваться.

Поднимаемая на заседании проводимого сегодня круглого стола тема является многофакторной и глубокой. В своем выступлении я тезисно обозначила ее отдельные элементы. Также необходимо отметить еще несколько элементов.

Очевидно, что предметом обсуждения в ближайшее время станут вопросы законодательного регулирования управления недвижимостью, находящейся в собственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В частности, это вопросы определения механизмов более эффективного управления огромным массивом указанной недвижимости. В контексте проводимой реформы местного самоуправления в России законодательная политика в области управления недвижимостью будет скорректирована в ближайшее время. В настоящее время обсуждается вопрос о предоставлении преференции при приватизации государственного и муниципального имущества отдельным категориям субъектов. Рассмотрение данного вопроса обусловлено установлением Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности органов местного самоуправления в срок до 1 января 2009 года принять решение об отчуждении или перепрофилировании муниципального имущества, не предназначенного для реализации законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий. Аналогичная норма предусмотрена и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Также ведется активная работа по вопросу использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Кроме того, одним из значимых элементов недвижимости является земля. Несмотря на то что Земельный кодекс Российской Федерации был принят в 2001 году, вопросы земельного законодательства являются одними из самых обсуждаемых в настоящее время.

Безусловно, важным является проведение таких мероприятий как сегодня, поскольку, на мой взгляд, они позволяют обсудить существующие проблемы управления недвижимостью и пути их решения.


Версия для печати

« Назад