На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О развитии корпоративного законодательства и законодательное обеспечение процедуры несостоятельности (банкротства)

В настоящее время Государственной Думой и Правительством Российской Федерации проводится большая работа в области реформирования корпоративного законодательства и в области совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве).

1. Изменения корпоративного законодательства

В части изменения корпоративного законодательства следует отметить, что Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации был подготовлен проект Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, который будет обсуждаться 01.12.2005 года на заседании Правительства Российской Федерации. Данный документ является результатом сложной и согласованной работы большой группы экспертов, проведенной под руководством МЭРТ Российской Федерации. В работе приняли активное участие депутаты Государственной Думы.

Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года определит главные направления развития корпоративного законодательства на ближайшие годы и послужит основой для подготовки системы взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов.

Основные направления реформирования корпоративного законодательства:

• корпоративные конфликты, их предотвращение и урегулирование;
• корпоративное управление;
• типология юридических лиц;
• концентрация и диверсификация бизнеса.

Предполагается работа по следующим направлениям:

• внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления перечня категорий корпоративных споров, относящихся к специальной подведомственности арбитражного суда; ограничения возможности введения обеспечительных мер (введение обязательного встречного обеспечения по требованиям неимущественного характера либо введения отдельных мер исключительно в судебном заседании); развития института коллективных исков, призванных объединять требования значительных групп граждан и организаций в одно производство, а также упрощающих возможность доступа к правосудию миноритарных акционеров);
• внесение изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О производственных кооперативах", Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части унификации и общего сокращения сроков исковой давности по искам о признании недействительными корпоративных актов (решений общих собраний акционеров, участников, членов кооперативов, решений советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов и проч.), а также оснований и условий признания их недействительными; сокращения сроков исковой давности по искам о признании недействительными актов государственной регистрации юридических лиц или изменений в их учредительные документы);
• внесение изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах", Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в части урегулирования вопросов совершенствования учетной системы ценных бумаг;
• разработка Концепции и законопроектов, направленных на совершенствование законодательства в целях стимулирования выплаты обществами дивидендов;
• внесение изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части совершенствования регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
• совершенствование законодательства об аффилированных лицах;
• внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налогообложения группы лиц.

Работа по отдельным направлениям уже начата.

Более конкретно о предполагаемых в ближайшее время к внесению документах можно будет говорить в декабре, когда проект Концепции развития корпоративного законодательства и план реализации содержащихся в ней предложений будут рассмотрены на заседании Правительства Российской Федерации.

Тем не менее в настоящее время в Государственной Думе уже рассматриваются законопроекты, которые содержат изменения в корпоративное законодательство, соответствующие подготавливаемой Концепции.

Так, одной из актуальных проблем корпоративных отношений является проблема недружественных поглощений. В настоящее время в России получение контроля над крупным пакетом акций зачастую связано со значительными злоупотреблениями и серьезными нарушениями прав акционеров в результате недобросовестного поведения со стороны лица, стремящегося получить такой контроль, или со стороны органов управления акционерного общества. Поэтому мной совместно с депутатом В. Н. Плигиным был внесен в Государственную Думу и в настоящее время готовится ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий альтернативные недружественным поглощениям цивилизованные способы приобретения крупных пакетов акций в открытых акционерных обществах путем установления процедур добровольного и обязательного предложения.

Кроме того, в целях решения проблемы злоупотреблений со стороны миноритарных акционеров этим законопроектом предлагается предоставить владельцу 95 процентов голосующих акций право требовать выкупа остальных акций и облигаций, конвертируемых в акции. При этом проектом установлена "зеркальная" норма о праве миноритарных акционеров требовать выкупа у владельца крупного пакета. В целом принятие данного закона позволит существенно укрепить институциональные и правовые основы деятельности акционерных обществ и регулирования рынка ценных бумаг, а также повысить защищенность акционеров в части противоправных посягательств на их права и законные интересы.

Также мной был внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах", целью которого является установление порядка и сокращенного трехмесячного срока обжалования акционерами решений совета директоров общества. В настоящее время закон не предусматривает специальных сроков для предъявления акционерами требований о признании недействительными решений, принятых советом директоров. В результате применяется общий трехгодичный срок исковой давности, что приводит к возникновению ситуации неопределенности в акционерных обществах, когда значимые решения органа управления могут быть оспорены в течение продолжительного срока. Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а также их участников.

Законопроектом исключается возможность произвольного выхода участников из общества с получением от общества действительной стоимости соответствующей доли участника. Из-за существования данной нормы в законе общество и его участники постоянно находились под угрозой резкого уменьшения активов общества, возникновения неплатежеспособности общества, во многих случаях нарушались интересы других участников.

Кроме этого, предполагается определить, что моментом перехода прав на долю в уставном капитале общества является момент внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Изменяется статус договора, который учредители заключают при создании общества: если в настоящее время учредительный договор является учредительным документом, то изменениями предложено данное положение исключить, установив, что такой договор является договором о совместной деятельности учредителей по созданию общества, внесению вкладов.

Среди прочих изменений необходимо отметить корректировку положений о внесении вкладов участников, о порядке совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, о порядке использования участниками общества преимущественного права приобретения продаваемых долей и некоторые другие.

2. Изменения законодательства о банкротстве

С момента принятия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в Государственную Думу было внесено 23 законопроекта, предусматривающие изменения в него. Из них 1 принят, 5 в настоящее время находится на рассмотрении, остальные отклонены либо сняты с рассмотрения Государственной Думы. Причинами отклонения законопроектов являются, как правило, недостаточная правовая проработка или отсутствие механизма реализации предлагаемых изменений.

В этом году по законодательной инициативе Правительства Российской Федерации Государственной Думой была проведена большая работа по законопроектам, направленным на совершенствование законодательства о банкротстве, устранение пробелов и коллизий правовых норм. Так, решена проблема допуска арбитражных управляющих к сведениям, составляющим государственную тайну, обеспечена защита сведений, составляющих государственную тайну. Теперь для утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего наличие допуска к государственной тайне будет являться обязательным условием в случае, если исполнение обязанностей арбитражного управляющего связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Разработан механизм взаимодействия арбитражного суда, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, территориальных органов Федеральной службы безопасности и регулирующего органа при получении сведений о предприятиях, к руководству которых предъявляется требование о наличии допуска к государственной тайне. Закон уже вступил в законную силу.

В третьем чтении будут рассмотрены законопроекты, направленные на устранение противоречий между Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на приведение положений Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Изменения вносятся в три статьи Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за преступления, связанные с банкротством: статью 195 "Неправомерные действия при банкротстве", статью 196 "Преднамеренное банкротство" и статью 197 "Фиктивное банкротство". Законопроект направлен на уточнение составов противоправных деяний и на усиление мер ответственности за них. Аналогичные изменения вносятся в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в статьи 3.5, 14.12 и 14.13. Отграничение уголовной и административной ответственности зависит от размера ущерба. К сфере уголовной ответственности указанные составы будут относиться в случае причинения крупного ущерба.

Законопроект, направленный на приведение положений Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", решает проблему очередности удовлетворения требований кредиторов и круга юридических лиц, к которым допускается применение процедур банкротства. Иными словами, устраняется правовая коллизия между нормами, в частности, статей 61, 64, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 1, 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Еще два законопроекта также призваны сделать процедуру банкротства более эффективной, но они нуждаются в дальнейшей доработке. Так, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" уточняет процессуальный статус и полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих, конкретизирует порядок формирования ее компенсационного фонда и меры ответственности арбитражных управляющих. Законопроект также уточняет отдельные положения, касающиеся финансового оздоровления, внешнего управления, упрощенных процедур банкротства (ликвидируемых и отсутствующих должников). Кроме того, законопроектом устанавливается порядок выплат кредиторам первой очереди денежных средств за причинение вреда жизни и здоровью, если указанные лица не застрахованы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

И, наконец, законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предполагает устранение противоречий между указанными нормативными правовыми актами по вопросам реализации так называемых реабилитационных процедур банкротства. Законопроект предусматривает изменение оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, уточнение порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов налогоплательщиками в процедурах банкротства, увеличение срока предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов с 6 месяцев до 1 года. В соответствии с данным законопроектом исключается норма Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающая соответствие графика погашения задолженности по обязательным платежам законодательству о налогах и сборах.

Полагаю, что по данным законопроектам будет проведена работа с привлечением различных экспертов и будут приняты законы, совершенствующие механизм банкротства.


Версия для печати

« Назад