На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Об изменениях в российском законодательстве, регулирующем процедуры банкротства

Термин "антикризисное управление" в России появился сравнительно недавно в связи с изменениями в экономике и появлением большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства.

Часто, говоря об антикризисном управлении предприятием, ограничиваются только проблемами банкротства. Однако антикризисное управление – понятие гораздо более широкое. Оно включает в себя вопросы финансового анализа и прогноза, комплексной реструктуризации предприятия, погашения долговых обязательств, постановки менеджмента, финансового учета, маркетинга и другие. Антикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротства предприятия.

В настоящее время процедуры банкротства регламентируются тремя Федеральными законами: общим – "О несостоятельности (банкротстве)" и двумя специальными законами – Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральным законом "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также большим числом подзаконных нормативных актов.

До недавнего времени банкротство практически отождествлялось с ликвидацией. Принятая 26 октября 2002 года новая редакция Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" позволила изменить подход к процедуре банкротства, превратив механизм банкротства из инструмента захвата предприятий в процесс законодательного урегулирования отношений между кредиторами и должниками. Теперь основной целью процедуры банкротства является оздоровление предприятий, восстановление их платежеспособности. Приоритет именно перспективы финансового оздоровления неплатежеспособного должника, в отношении которого возбуждена процедура банкротства, понимает и законодатель.

Введение нового законодательного акта порождает новые проблемы его применения.

С момента принятия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" – 26 октября 2002 г. – в Государственную Думу было внесено более 20 законопроектов, предусматривающих изменения в него. Было принято 5 законов, внесших изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"; 5 законопроектов находится на рассмотрении Государственной Думы, остальные отклонены либо сняты с рассмотрения Государственной Думы. Причинами отклонения законопроектов являются, как правило, недостаточная правовая проработка или отсутствие механизма реализации предлагаемых изменений. Что касается специальных законов, регулирующих процедуры банкротства, то в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" изменения вносились 5 раз, а в Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" – 1 раз.

В этом году по законодательной инициативе Правительства Российской Федерации Государственной Думой была проведена большая работа по законопроектам, направленным на совершенствование законодательства о банкротстве, устранение пробелов и коллизий правовых норм. Так, решена проблема допуска арбитражных управляющих к сведениям, составляющим государственную тайну, обеспечена защита сведений, составляющих государственную тайну. Теперь для утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего наличие допуска к государственной тайне будет являться обязательным условием в случае, если исполнение обязанностей арбитражного управляющего связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Разработан механизм взаимодействия арбитражного суда, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, территориальных органов Федеральной службы безопасности и регулирующего органа при получении сведений о предприятиях, к руководству которых предъявляется требование о наличии допуска к государственной тайне. Закон уже вступил в законную силу.

В третьем чтении будут рассмотрены законопроекты, направленные на устранение противоречий между Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на приведение положений Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Изменения вносятся в три статьи Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за преступления, связанные с банкротством: статью 195 "Неправомерные действия при банкротстве", статью 196 "Преднамеренное банкротство" и статью 197 "Фиктивное банкротство". Законопроект направлен на уточнение составов противоправных деяний и на усиление мер ответственности за них. Предлагается дополнить статью 195 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственностью за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, когда на него возложены функции руководителя организации-должника, и ответственностью за сокрытие информации об имущественных обязательствах должника, увеличить максимальный срок лишения свободы за неправомерные действия при банкротстве с двух до трех лет. Кроме того, законопроект устанавливает увеличение ответственности за преднамеренное банкротство посредством увеличения размера взимаемого штрафа. Так, размер штрафа за преднамеренное банкротство составит от двухсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей. Аналогичные изменения вносятся в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в статьи 3.5, 14.12 и 14.13. Отграничение уголовной и административной ответственности зависит от размера ущерба. К сфере уголовной ответственности указанные составы будут относиться в случае причинения крупного ущерба.

Законопроект, направленный на приведение положений Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", решает проблему очередности удовлетворения требований кредиторов и круга юридических лиц, к которым допускается применение процедур банкротства. Иными словами, устраняется правовая коллизия между нормами, в частности, статей 61, 64, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 1, 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Еще два законопроекта, которые также призваны сделать процедуру банкротства более эффективной, но нуждаются в дальнейшей доработке, – законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Так, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" уточняет процессуальный статус и полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих, конкретизирует порядок формирования ее компенсационного фонда и меры ответственности арбитражных управляющих. Законопроект также уточняет отдельные положения, касающиеся финансового оздоровления, внешнего управления, упрощенных процедур банкротства (ликвидируемых и отсутствующих должников). Кроме того, законопроектом устанавливается порядок выплат кредиторам первой очереди денежных средств за причинение вреда жизни и здоровью, если указанные лица не застрахованы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

И, наконец, законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предполагает устранение противоречий между указанными нормативными правовыми актами по вопросам реализации так называемых реабилитационных процедур банкротства. Законопроект предусматривает изменение оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов, уточнение порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов налогоплательщиками в процедурах банкротства, увеличение срока предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов с 6 месяцев до 1 года. В соответствии с данным законопроектом исключается норма Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающая соответствие графика погашения задолженности по обязательным платежам законодательству о налогах и сборах.

Полагаю, что по данным законопроектам будет проведена эффективная работа с привлечением специалистов разного профиля. И в конечном итоге будут приняты соответствующие законы, направленные на совершенствование механизмов банкротства.

Учитывая направленность Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" на предотвращение банкротства (ликвидации) предприятий, восстановление их платежеспособности, особенно остро воспринимаются нерешенные проблемы, связанные именно с теми мерами, которые призваны обеспечить достижение главной цели закона.

Мероприятия, направленные на предупреждение банкротства, определены во второй главе закона – "Предупреждение банкротства", но нечетко. Закон не содержит конкретного перечня досудебных мероприятий. В результате одна из действенных мер, которая может предупредить возникновение банкротства, применяется недостаточно активно. Это - предоставление обеспечения исполнения обязательств должника. До настоящего времени не подкреплена мерами ответственности обязанность субъектов - принимать меры по предупреждению банкротства. Возникает немало споров по вопросам оказания финансовой помощи при проведении досудебной санации, а именно: может ли оказываться финансовая помощь безвозмездно. По этой причине предоставление и получение безвозмездной финансовой помощи чревато рисками гражданско-правового и налогового характера. Также требует законодательного решения проблема участия судов в назначении арбитражных управляющих. И это только незначительная часть проблем, которые возникают при практическом применении закона.

Тем не менее можно смело констатировать, что в российском законодательстве изменилась концепция построения процесса банкротства. Законодатель пытается решить ряд сложных как теоретических, так и практических проблем данного правового института, создать справедливый баланс публичных и частных интересов, обеспечить соблюдение прав и законных интересов всех лиц, участвующих в делах о банкротстве.


Версия для печати

« Назад