На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О государственной стратегии регионального развития

Решение проблемы регионализма и регионального развития имеет огромное значение для России, что обусловлено рядом факторов: ее федеративным устройством, многонациональным составом населения, различием регионов по природным и социально-экономическим показателям. Государственная стратегия регионального развития должна быть, безусловно, закреплена в законодательных актах.

Ранее дважды предпринимались попытки формирования законодательной базы в области новой региональной политики России. Первая - в начале 1990-х годов: в Государственную Думу был внесен проект федерального закона о региональной политике. Однако он принят не был. Вторая - в 2000 году, когда в Государственной Думе рассматривался проект закона "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации". Однако он также принят не был. Важным я считаю закрепление в Концепции Стратегии необходимости именно законодательного регулирования вопросов регионального развития.

Одним из основных направлений законодательного регулирования регионального развития для целей Концепции Стратегии и последующих законодательных актов является терминологический аспект. На мой взгляд, важным вопросом является определение понятия "опорный регион". С одной стороны, принцип поляризованного развития предполагает ускоренное развитие опорных регионов. С другой стороны, этот документ предусматривает дифференциацию территории Российской Федерации на семь категорий зон, в отношении каждой из которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и определены разные инструменты достижения этих целей. Например, в классификации указана такая зона, как зона инновационного развития. Опорный регион в семизначную классификацию не включен. Остается не понятным, являются ли тождественными понятия зоны и опорного региона, либо опорные регионы не включены в данную семизначную классификацию. Если понятия "опорный регион" и "зона инновационного развития" являются тождественными, тогда понятны задачи, которые ставятся перед ними, и механизмы решения стоящих задач. Если это разные понятия, то в этой ситуации возникает вопрос о проблемах, решение которых будет ставиться перед опорным регионом. Считаю целесообразным более точно определить понятие "опорный регион", так как оно является одним из ключевых в Концепции Стратегии.

Кроме того, на мой взгляд, в Концепции Стратегии важно дать определение региональной политики, а также региона, территории, зоны. При изучении документа остается не ясным, является ли регион субъектом Российской Федерации или локальным районом, не совпадающим с юрисдикцией административно-территориальной единицы. Эту неопределенность, на мой взгляд, целесообразно устранить.

Также полагаю важным уточнить критерии отнесения региона к опорному региону. В Концепции Стратегии их указано семь. Одним из условий является осуществление весомого вклада в прирост ВВП страны. В настоящее время такой вклад в соответствии с приведенными в Концепции Стратегии таблицами вносят в основном сырьевые регионы. Вместе с тем согласно Концепции Стратегии предполагается уход от сырьевых зон и переход к индустриальным регионам и регионам инновационного роста. Целесообразно, на мой взгляд, указать более точные критерии отнесения этих зон к опорным регионам в части уточнения применения данных условий или в совокупности, или же соответствие части из них для отнесения регионов к опорным.

Кроме того, в прилагаемый к Концепции Стратегии перечень федеральных целевых программ, являющихся одним из инструментов регионального развития, включена программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации". Основной целью данной программы является уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в 2 раза.

Вместе с тем, учитывая то, что принципы и цели Концепции Стратегии направлены на ускоренное развитие опорных регионов, разница по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами, вероятнее всего, будет увеличиваться еще больше. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно провести корреляцию существующих федеральных целевых программ в соответствии с целями Концепции Стратегии.


Версия для печати

« Назад