На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О Приоритетном Национальном проекте
"Доступное и комфортное жилье – гражданам России"

Приоритетный Национальный проект "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" включает четыре основных приоритета для принятия дополнительных мер в 2005 – 2007 годах:

• повышение доступности жилья;
• увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
• увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
• выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

По каждому из указанных приоритетов в рамках Национального проекта будет предусмотрена реализация конкретных мер. Инструментом реализации указанного Национального проекта будет являться федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 – 2010 годы.

За период 2002-2005 годов в результате реализации Федеральная Целевая программа "Жилище" и ее подпрограмм за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 131,5 тыс. семей граждан, в том числе 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются обязательства федерального бюджета по обеспечению жильем.

Прирост жилищного строительства в 2004 году составил 13% по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы не менее 3% в год. Тем не менее объем жилищного строительства в 2004 году хотя и возрос на 13% по сравнению с предыдущим годом, составил всего 41,0 млн кв.м, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 г.

Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

В настоящее время осуществляется подготовка постановления Правительства Российской Федерации, которым в декабре 2005 года предполагается утвердить новый этап Федеральной Целевой программы "Жилище". Далее приводиться информация из проекта Федеральной Целевой программы "Жилище" и проектов подпрограмм в ее составе.

В рамках ФЦП "Жилище" предполагается реализация комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий, предусмотренных Программой в рамках второго этапа реализации, по четырем основным направлениям:

• развитие жилищного строительства;
• совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
• развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
• предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Таким образом, предполагается действие 4 подпрограмм, вместо 9 ранее действовавших, так как одной из основных проблем достижения поставленных ФЦП "Жилище" целей являлось отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований и их распыление по 9 подпрограммам, 5 государственным заказчикам, по всем регионам.

Задачами данного этапа ФЦП "Жилище" будут являться на 2006-2010 гг.:

• рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья до 80 млн кв. м в год;
• доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;
• увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов) до 415 млрд рублей в год;
• возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств и ипотечных кредитов (займов), для 30% семей;
• сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет.

Общий объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Федеральной Целевой программы "Жилище" и подпрограмм в ее составе в 2006-2010 годах составит 514,79 млрд руб., в том числе, прямых расходов – 288,29 млрд руб., государственных гарантий (по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, а также по заимствованиям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию") – 226,5 млрд руб.

В рамках подпрограмм Федеральной Целевой программы "Жилище" в период 2006-2010 годов будет обеспечено с помощью средств федерального бюджета улучшение жилищных условий 632,2 тыс. семей, в том числе, обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета 211,5 тыс. семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации, оказание поддержки за счет средств федерального бюджета при улучшении жилищных условий 420,7 тыс. молодых семей, молодых специалистов на селе.

Для достижения обозначенных Национальным проектом целей необходимо реализовать комплекс нормативно-правовых мероприятий.

В частности, по каждому приоритету в рамках Национального проекта предполагается разработка и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Основными законопроектами являются следующие.

Повышение доступности жилья

В целях повышения доли семей, имеющих возможность к 2008 году приобрести (построить) жилье с помощью жилищных кредитов и займов, предполагается разработать проекты федеральных законов:

• о строительных сберегательных кассах (законопроект направлен на развитие накопительных механизмов приобретения жилья, позволяющих повысить доступность жилья для граждан);
• о внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (в части разрешения использования средств паевых инвестиционных фондов для осуществления строительства жилья).

Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования

В целях увеличения объемов ипотечного кредитования предполагается разработать проекты федеральных законов:

• о внесении изменений в федеральные законы "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и "О негосударственных пенсионных фондах" (в части предоставления возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги, не обеспеченные гарантией Российской Федерации, и облигации, гарантированные Российской Федерацией, в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу ипотечного жилищного кредитования);
• о порядке замены эмитента облигаций с ипотечным покрытием (статья 16.1 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах");
• о внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части уточнения порядка перехода прав по закладным);
• о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций с закладными и признания расходов на организацию выпуска ипотечных ценных бумаг).

Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры

В целях увеличения объемов жилищного строительства, а также снижения уровня износа коммунальной инфраструктуры предполагается разработать проекты федеральных законов:

• о техническом регламенте "О требованиях безопасности при территориальном планировании, градостроительном зонировании и планировке территории" (законопроект устанавливает требования, выполнение которых обеспечивает безопасность градостроительной деятельности на основе утвержденных документов);
• о техническом регламенте "О требованиях безопасности при проведении инженерных изысканий для проектирования и строительства зданий, строений, сооружений" (законопроект устанавливает требования, выполнение которых обеспечивает безопасность проектируемых и строящихся объектов);
• о техническом регламенте "О требованиях безопасности при проведении архитектурно-строительного проектирования зданий, строений, сооружений" (законопроект устанавливает требования, выполнение которых обеспечивает безопасность строящихся на основе проектной документации объектов);
• о внесении изменений в Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в части установления механизмов саморегулирования и гражданско-правовой ответственности лиц, осуществляющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство);
• о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в целях создания необходимых условий для запланированного развития территорий, в том числе для развития жилищного строительства);
• о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
• о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, касающиеся замены льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг денежными выплатами (законопроект направлен на повышение адресности социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг и разрабатывается в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации);
• о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения состава административных правонарушений в области строительства и эксплуатации жилищного фонда);
• о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части ограничения полномочий территориального общественного самоуправления по ведению хозяйственной деятельности по содержанию жилого фонда);
• о регулировании оборота имущества в коммунальной сфере (законопроектом предусматривается установление ограничений на приватизацию объектов коммунальной инфраструктуры, передачу этих объектов в хозяйственное введение и оперативное управление, уточнение процедуры передачи объектов коммунальной инфраструктуры органам местного самоуправления в рамках процедуры банкротства).

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В целях улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан предполагается разработать проект федерального закона о специальной социальной защите отдельных категории граждан. Законопроект устанавливает категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

Таким образом, в настоящий момент очевидна необходимость принятия 17 законов – новых и вносящих изменения в действующие. Кроме того, потребуется принятие более 60 подзаконных нормативных правовых актов – постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, методических документов для органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления; около 40 нормативных правовых актов должны будут в дальнейшем приняты органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для иллюстрации приведу информацию по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

По данным органов исполнительной власти, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, перед которыми имеются обязательства федерального бюджета по обеспечению жильем, их численность составляет 1 061 668 семей, в том числе по группам:

• военнослужащие, увольняемые в запас (отставку) и приравненные к ним лица, – 327 423;
• граждане, уволенные с военной службы (службы) и приравненные к ним лица, – 84 686;
• граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур", – 8 106;
• участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф – 28 856;
• вынужденные переселенцы – 44 200;
• граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера, – 218 397;
• ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов – 350 000.

Общий объем средств федерального бюджета на предоставление субсидий и субвенций гражданам-участникам подпрограммы в 2006-2010 годах составит 155 656 млн рублей. В рамках подпрограммы будет обеспечено 211 480 семей граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета. При этом не будет улучшены жилищные условия около 850 тыс. семей.

Учитывая сложность существующих проблем в жилищной сфере, необходимо тщательно подойти к решению данных проблем с целью дальнейшего исключения серьезных споров и конфликтов и, как следствие, невозможность достижения обозначенных целей.

Кроме того, решение существующих проблем в жилищной сфере – это не только одно из приоритетных направлений государственной политики, но и в силу своей многофакторной зависимости указанные проблемы являются комплексными, поэтому за их решение ответственны не только законодатели, но и экономисты, специалисты строительной отрасли и земельного права.

Полагаю, что комплексный поход к решению проблем в жилищной сфере позволит создать благоприятные условия для решения общенациональных проблем страны.


Версия для печати

« Назад