На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О предоставлении преференции при приватизации государственного и муниципального имущества

Депутатами Государственной Думы В. С. Плескачевским, Л. В. Пепеляевой, М. Л. Шаккумом, А. А. Агеевым, Е. И. Богомольным, А. С. Шибалкиным, М. В. Бабичем был подготовлен и внесен 1 июля в Государственную Думу проект федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества".

Причиной внесения законопроекта послужило то, что в соответствии с новой редакцией Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо в срок до 1 января 2009 года принять решение о реализации или перепрофилировании муниципального имущества, не предназначенного для реализации органами местного самоуправления публичных функций и полномочий. Вместе с тем вступившим в силу 26 апреля 2002 года Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" были отменены все льготные способы приватизации, включая и наиболее распространенный в муниципальных образованиях до 2002 года способ приватизации – выкуп арендатором арендуемого государственного или муниципального имущества.

Целью законопроекта является предоставление преференции при приватизации государственного и муниципального имущества определенным субъектам. Субъектами, которым предоставляются преференции на участие в приватизации, являются субъекты малого предпринимательства, а также производственные организации инвалидов. Для целей законопроекта под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, которые определены в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Под производственной организацией инвалидов понимается организация, уставный капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и арендуемое имущество используется указанной организацией для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг.

Суть предлагаемой новеллы заключается во введении с 1 января 2006 года по 1 января 2009 года специального внеконкурсного способа приватизации – выкупа арендованного указанными субъектами в течение не менее чем трех лет государственного или муниципального имущества.

Вопрос о предоставлении преференции при приватизации государственного и муниципального имущества является актуальным. Так, до настоящего времени на рассмотрение Государственной Думы были внесены пять законопроектов по данному вопросу. Три из указанных законопроектов были отклонены.

Законопроект, внесенный Государственной Думой Ярославской области, предусматривал предоставление преимущественного права выкупа арендованного имущества общественным и благотворительным организациям. Он был отклонен 16 марта этого года.

Другой проект федерального закона был внесен Законодательным Собранием Ивановской области и содержал предложения об установлении ряда льгот при проведении аукционов с участием любых добросовестных арендаторов муниципального имущества при оплате ими приобретенного имущества. Данный законопроект был отклонен 6 апреля этого года.

Третий законопроект был внесен Московской городской Думой и также предусматривал предоставление преимущественного права приобретения любым арендаторам государственного или муниципального имущества. Этот законопроект был рассмотрен Государственной Думой 1 июля и также отклонен.

Основной причиной отклонения указанных законопроектов явилось то, что они, предусматривая внесение изменений непосредственно в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", противоречили содержащимся в нем же принципам – как уже указанному принципу равенства покупателей приватизируемого имущества, так и принципу открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Четвертый законопроект был внесен Волгоградской областной Думой. Данный законопроект предусматривает предоставление преимущественного права приобретения арендаторам государственного или муниципального имущества, являющимся субъектами малого предпринимательства. Законопроект является альтернативным по отношению к внесенному проекту федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества". 30 сентября Советом Государственной Думы рекомендовано принять законопроект к рассмотрению. Вместе с тем Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.

Поскольку вопрос является серьезным, необходим всесторонний анализ ситуации на территории всей Российской Федерации. С этой целью мной были направлены запросы всем главам субъектов Российской Федерации с предложением предоставить информацию о структуре арендаторов государственного и муниципального имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также предложения по условиям предоставления преференции. По состоянию на 10 октября 2005 года получено 66 ответов на запросы. В целом главы субъектов Российской Федерации поддерживают законопроект. Но вместе с тем предлагается предусмотреть в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" нормы о льготных способах приобретения имущества, а также устранить противоречия основным принципам приватизации, которые предусмотрены статьей 2 указанного закона.

В настоящее время Правительство Российской Федерации и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации не поддерживают предложение о предоставлении преференций при приватизации государственного и муниципального имущества отдельным субъектам. Позиция Правительства и ГПУ заключается в следующем. Предоставление преференции для определенной категории покупателей государственного и муниципального имущества приводит к противоречию с базовыми принципами приватизации, в частности с принципом равенства покупателей приватизируемого имущества. Кроме того, законопроект не согласуется с установленной системой способов приватизации. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой способ приватизации, как выкуп арендованного государственного или муниципального имущества его арендаторами, Федеральным законом не предусмотрен.

Что касается аргументов Правительства и Государственно - правового управления, считаю необходимым пояснить следующее.

Цель законопроекта заключается в реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства, а также сохранении производственной деятельности и занятости работников указанных предприятий, и предполагаемые изменения оформлены в качестве самостоятельного акта и носят специальный характер по отношению к нормам гражданского законодательства. Поэтому законопроект не противоречит основному принципу приватизации – принципу равенства покупателей приватизируемого имущества.

Доводы Правительства и ГПУ Президента могли бы быть абсолютно правомерны, если бы предлагаемые изменения вносились в основной Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". В данном случае регулирование участия в приватизации субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов выведено в сферу публично-правовых отношений, что предусмотрено частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и подтверждено пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Кроме того, доводы Правительства Российской Федерации и ГПУ Президента, основанные на несоответствии концепции законопроекта началам гражданского законодательства, не учитывают положение пункта второго статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего множественность законов о приватизации и правовой приоритет законодательства о приватизации над положениями самого Гражданского кодекса Российской Федерации.


Версия для печати

« Назад