Об урегулировании правоотношений при приобретении крупного пакета акций в открытых акционерных обществах

Проблема получения акционерного контроля над обществом и в целом проблема поглощений (как дружественных, так и недружественных) продолжает оставаться актуальной. Рассматриваемый законопроект направлен на урегулирование правоотношений при приобретении крупного пакета акций в открытых акционерных обществах. Он устанавливает комплекс легитимных и публичных процедур, которые позволяют цивилизованным способом получать акционерный контроль над компанией.

Законопроект предусматривает четыре процедуры.

Первая – приобретение акций на основании добровольного предложения. Лицо, заинтересованное в получении контроля над более чем 30 процентами голосующих акций открытого акционерного общества, вправе направить акционерам публичное предложение продать акции. Акционеры, получившие предложение, могут в течение установленного срока направить свое согласие на продажу акций и передать акции оференту. Обязанность по оплате акций предложено обеспечивать банковской гарантией.

Интерес лица, направляющего добровольное предложение, состоит в том, что с момента представления этого предложения принятие решений по ряду вопросов передается от исполнительного органа и совета директоров на усмотрение общего собрания акционеров. Эта мера предлагается для того, чтобы вопрос о передаче акционерного контроля решали непосредственно акционеры, а не менеджмент общества, поскольку их интересы могут не совпадать. Если акционеры намерены противостоять приобретению акций оферентом, то именно они вправе принять решение о выпуске дополнительных акций, принятии обществом дополнительных обязательств, осуществлении иных мер, делающих поглощение невозможным или снижающих его привлекательность. Влияние совета директоров в описанной ситуации сводится к выдаче акционерам рекомендаций о принятии или отклонении предложения.

Вторая предлагаемая законопроектом процедура предусматривает, что на лицо, которое приобрело более 30 процентов голосующих акций открытого общества, возлагается обязанность направить всем остальным акционерам предложение продать их акции. Данное положение предложено в интересах акционеров, поскольку если остальные акционеры фактически не будут иметь возможности влиять на принимаемые обществом решения и политика нового владельца их не устраивает, то они должны иметь возможность продать свои акции владельцу крупного пакета.

Внесенным законопроектом также предусматривается обеспечение банковской гарантией обязательства лица, направившего обязательное предложение, оплатить акции. Однако следует отметить, что данное положение вызвало ряд замечаний, и мне бы хотелось, чтобы эта проблема была обсуждена сегодня в составе дискуссионных вопросов, о которых я скажу позже.

Законопроектом также предлагается вариант решения проблемы получения полного контроля над обществом. Не секрет, что в настоящее время широко распространено использование тех прав, которыми наделены миноритарные акционеры, в целях корпоративного шантажа. В определенных случаях наличие в акционерном обществе акционера, владеющего минимальным количеством акций, становится для общества и остальных акционеров глобальной проблемой, препятствующей нормальному осуществлению деятельности.

В этой связи было предложено установить, что владелец более 95 процентов голосующих акций вправе по своей инициативе выкупить у миноритарных акционеров их акции и получить абсолютный акционерный контроль над обществом. Для осуществления этой процедуры таким преобладающим акционером направляется остальным акционерам соответствующее требование о выкупе с установлением цены выкупа. При этом законопроект устанавливает критерии определения цены. Миноритарный акционер в такой ситуации вправе определить, каким образом он намерен получить возмещение, либо в случае, если он не согласен с предложенной оценкой его акций, обратиться в суд с требованием об определении справедливой цены.

И, наконец, четвертая процедура, предусматриваемая законопроектом, является "зеркальной" к описанной выше процедуре принудительного выкупа и заключается в возложении на владельца более 95 процентов голосующих акций обязанности выкупить акции миноритариев по их требованию. Очевидно, что данная процедура также направлена на защиту интересов миноритарных акционеров, которые получают дополнительную возможность продать акции, не предоставляющие возможности управления в обществе.

Законопроект предусматривает осуществление государственного контроля за ходом процедур со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Для этого устанавливается, что в случае, если приобретаемые на основании публичного предложения или выкупаемые по требованию мажоритарного акционера акции обращаются на бирже, то соответствующее предложение или требование должны быть предварительно представлены в Федеральную службу по финансовым рынкам и могут быть направлены в общество только по истечении определенного срока. В остальных случаях данные документы представляются в ФСФР одновременно с направлением в общество. Федеральная служба наделяется правом направить предписание об устранении допущенных нарушений закона, а также вправе обратиться в суд с требованием о приведении условий процедуры в соответствие с акционерным законодательством.

Помимо этого, законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части раскрытия информации и дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей, устанавливающей ответственность приобретателя за нарушение правил приобретения крупного пакета акций.

Законопроект был принят в первом чтении 1 июля этого года, и до настоящего времени ведется активная работа по согласованию возникших замечаний и предложений.

В частности, одним из главных спорных моментов является порядок вступления в силу предлагаемых законопроектом положений. Дело в том, что проблема взаимоотношений мажоритарных и миноритарных акционеров является актуальной для уже действующих компаний. В этой связи необходимо определить, какие права и обязанности возлагаются на акционеров этих компаний, например: следует ли предоставлять мажоритарному акционеру право выкупить ценные бумаги у остальных акционеров и на каких условиях, вправе ли миноритарии по своей инициативе требовать выкупа у них акций. В настоящее время рассматривается в качестве одного из возможных вариант, предусматривающий предоставление миноритарным акционерам, владеющим менее чем 5 процентами голосующих акций, права в течение одного года с момента вступления в силу положений законопроекта предъявить мажоритарному акционеру требование о выкупе у них оставшихся ценных бумаг. Одновременно владелец более чем 95 процентов голосующих акций в течение этого же годичного периода вправе сам инициировать процедуру выкупа.

Необходимо отметить, что неоднозначную реакцию вызвали положения законопроекта о роли Федеральной службы по финансовым рынкам. Так, при подготовке законопроекта обсуждался вариант, предусматривающий обязательную предварительную регистрацию предложений и требований о выкупе ценных бумаг в федеральном органе по рынку ценных бумаг. Во внесенном законопроекте нашел отражение вариант, согласно которому предварительно в уполномоченный орган направляются только документы, касающиеся акционерных обществ, акции которых обращаются на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли. Тем не менее при рассмотрении законопроекта было высказано мнение о чрезмерном государственном контроле с учетом положений антимонопольного законодательства. Я считаю, что, учитывая специфику правоотношений, осуществление государственного контроля должно быть поручено специализированному органу, каковым является ФСФР.

Не меньше дискуссий возникло в связи с нормами об обеспечении обязательства оферента по добровольному или обязательному предложению банковской гарантией. Как было отмечено некоторыми специалистами, тем самым осуществление предлагаемых процедур в значительной мере удорожается. В то же время следует отметить, что получение обществом публичного предложения влечет ограничение компетенции исполнительного органа и совета директоров общества. Это является оправданным для целей адекватного решения вопроса о передаче контроля над обществом, но вместе с тем может быть использовано для совершения недобросовестных действий во вред обществу. И в этой связи требование об обеспечении банковской гарантией обязательств по публичному предложению направлено на недопущение произвольного использования этих механизмов в корпоративных конфликтах.

Среди других вопросов, которые вызвали дискуссии, можно выделить вопросы о порядке выкупа ценных бумаг, обремененных залогом, о возможности применения предлагаемых законопроектом процедур в отношении ценных бумаг, принадлежащих государству, о роли судебных органов при разрешении возникающих в ходе осуществления процедур спорных вопросов.

С учетом изложенного целью рассмотрения законопроекта на сегодняшнем мероприятии является, с одной стороны, публичное освещение подготавливаемого законопроекта, который, на мой взгляд, является одним из существенных и необходимых шагов по совершенствованию корпоративного законодательства, а с другой – предоставление приглашенным участникам возможности высказаться по наиболее актуальным вопросам, возникшим при рассмотрении законопроекта.