На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Об опеке и попечительстве

Я приветствую всех участников нашей сегодняшней встречи. Особенно хочу поблагодарить за участие в круглом столе руководителя рабочей группы по разработке проекта федерального закона "Об опеке и попечительстве" доктора юридических наук, профессора кафедры гражданского права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации Л. Ю. Михееву, заместителя руководителя департамента образования Новосибирской области – начальника управления общего образования Н. П. Юсупову, заместителя начальника управления общего образования А. Ф. Митрофанова. Хочу также поблагодарить всех присутствующих представителей средств массовой информации за интерес, который они проявляют к этой теме.

В настоящее время назрела необходимость детального нормативного правового регулирования отношений, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей. Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации, принятые еще в 90-х годах, то есть более 10 лет назад, сегодня не позволяют решить целый ряд актуальных проблем в этой сфере. В настоящее время отсутствуют подзаконные акты, определяющие порядок деятельности органов опеки и попечительства по охране прав и интересов подопечных.

В июне этого года в Государственную Думу был внесен проект федерального закона "Об опеке и попечительстве".

Целью данного законопроекта является упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами.

Законопроект предлагает ряд новых положений, направленных на удовлетворение интересов граждан, нуждающихся в опеке (попечительстве).

Так, законопроектом предусматривается введение упрощенного порядка назначения предварительной опеки, в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя, временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).

Законопроектом впервые детально урегулированы важные вопросы охраны имущества, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных.

Определен порядок и сроки предоставления отчета опекуна (попечителя) о хранении, использовании имущества и управлении имуществом подопечного.

В законопроекте также впервые предусматривается ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Вместе с тем, к сожалению, на мой взгляд, не все важные вопросы в законопроекте урегулированы должным образом.

Так, например, законопроект предусматривает возможность заключения договора об осуществлении опеки (попечительства). При этом не определена правовая природа такого договора, не урегулирован порядок его заключения и расторжения.

Законопроект предусматривает право родителя определить опекуна или попечителя ребенку на случай своей смерти, сделав соответствующее распоряжение в завещании или в заявлении, поданном в органы опеки и попечительства. При этом орган опеки и попечительства может отказать в назначении опекуном (попечителем) лица, указанного родителями, только в случае, если такое назначение противоречит закону или интересам ребенка. То есть, во-первых, органы опеки и попечительства становятся участниками наследственных отношений, а во-вторых, в данной ситуации связаны распоряжением, содержащимся в завещании, и не являются свободными в выборе кандидатуры опекуна или попечителя. При этом законопроект устанавливает принцип свободного принятия гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободного отказа от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей.

Кроме того, в соответствии с нормами гражданского законодательства завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. В данном случае опека и попечительство не являются правами и обязанностями, передача которых или права на которые могут возникнуть по завещанию.

Законопроект предусматривает, что при переезде на другое постоянное место жительства приобретение жилого помещения в собственность для подопечного возможно после прекращения прав на ранее занимаемое им жилое помещение. Вместе с тем не определено лицо, которое будет нести ответственность в случае невозможности по каким-либо причинам приобретения жилого помещения по новому месту жительства после прекращения прав на прежнее жилое помещение.

Кроме того, законопроектом установлено, что при обнаружении факта отчуждения жилого помещения подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства указанный орган обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного с требованием о расторжении договора продажи принадлежавшего ему жилого помещения с последующим возвратом жилого помещения подопечному при условии расторжения договора. Однако необходимо отметить, что сам по себе факт расторжения договора об отчуждении недвижимого имущества не означает переход права собственности к первоначальному собственнику. Что касается истребования имущества, то в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации у добросовестного приобретателя истребовать указанное имущество практически невозможно.

Законопроект устанавливает обязанность должностных лиц и иных граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору.

Однако, учитывая то, что в законопроекте не предусмотрены последствия неисполнения указанной обязанности, можно предположить, что требования данной нормы будет сложно реализовать на практике.

Полагаю, что указанные вопросы будут урегулированы в процессе рассмотрения законопроекта. Результатом работы нашего круглого стола станет выдвижение предложений, которые, я полагаю, будут учтены при подготовке к рассмотрению проекта федерального закона "Об опеке и попечительстве".


Версия для печати

« Назад