На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Проблемы выкупа арендованного государственного и муниципального имущества

Главной причиной проведения круглого стола является необходимость выслушать мнения различных заинтересованных субъектов по вопросу о предоставлении преференций при приватизации государственного и муниципального имущества. В настоящее время данный вопрос является очень важным для всех субъектов Российской Федерации, в первую очередь для городов и крупных населенных пунктов. Актуальность вызвана тем, что в соответствии с новой редакцией Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо в срок до 1 января 2009 года принять решение о реализации или перепрофилировании муниципального имущества, не предназначенного для реализации органами местного самоуправления публичных функций и полномочий.

Вместе с тем вступившим в силу 26 апреля 2002 года Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" были отменены все льготные способы приватизации, включая и наиболее распространенный в муниципальных образованиях до 2002 года способ приватизации – выкуп арендатором арендуемого государственного или муниципального имущества. Причиной отказа от использования этого способа явились многочисленные злоупотребления, выразившиеся в приватизации имущества структурами, аффилированными с чиновниками.

В результате одновременного действия положений указанных федеральных законов большинство некрупных предприятий, некоммерческих организаций, являющихся в течение многих лет добросовестными арендаторами государственного или муниципального имущества и не располагающих необходимыми финансовыми ресурсами для конкуренции на открытых торгах с финансово-промышленными группами и крупными организациями, фактически поставлены на грань выживания.

При рассмотрении поставленной проблемы возникает два вопроса.

Первый – должна ли вообще предоставляться преференция при приватизации государственного и муниципального имущества, учитывая, что действующее законодательство о приватизации основывается на принципе равенства покупателей государственного и муниципального имущества?

Представляется, что все-таки отдельным субъектам, наименее защищенным материально, но выполняющим значимую социальную функцию, преференция должна быть предоставлена. Если в самое ближайшее время не предпринять адекватных мер по их законодательной поддержке, то на местах произойдет существенное сокращение количества таких предприятий, следствием которого станет рост безработицы.

Но в этой связи возникает второй вопрос – кому должна предоставляться преференция?

Одним из наиболее вероятных субъектов являются субъекты малого предпринимательства, о необходимости поддержки которых неоднократно говорил в своих выступлениях Президент Российской Федерации, и производственные организации инвалидов. Но представляется, что ими данный перечень может не ограничиваться.

Существуют различные мнения и позиции по данному вопросу.

Так, до настоящего времени на рассмотрение Государственной Думы были внесены четыре законопроекта по данному вопросу.

Законопроект, внесенный Государственной Думой Ярославской области, предусматривал предоставление преимущественного права выкупа арендованного имущества общественным и благотворительным организациям. Он был отклонен 16 марта этого года.

Другой проект федерального закона был внесен Законодательным Собранием Ивановской области и содержал предложения об установлении ряда льгот при проведении аукционов с участием любых добросовестных арендаторов муниципального имущества при оплате ими приобретенного имущества. Данный законопроект был отклонен 6 апреля этого года.

Третий законопроект был внесен Московской городской Думой и также предусматривал предоставление преимущественного права приобретения любым арендаторам государственного или муниципального имущества. Этот законопроект был рассмотрен Государственной Думой 1 июля и также отклонен.

Основной причиной отклонения указанных законопроектов явилось то, что они, предусматривая внесение изменений непосредственно в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", противоречили содержащимся в нем же принципам – как уже указанному принципу равенства покупателей приватизируемого имущества, так и принципу открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Представляется, что с учетом специфики регулирования данного рода отношений целесообразным является установление особенностей приобретения арендаторами государственного и муниципального имущества в специальном законодательном акте.

С учетом этого депутатами Комитета Государственной Думы по собственности был подготовлен и внесен 1 июля в Государственную Думу четвертый законопроект "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества".

Как следует из наименования законопроекта, пока им предусмотрены преференции только для двух видов субъектов – предприятий малого бизнеса и производственных организаций инвалидов. Однако мы понимаем, что данный вопрос является чрезвычайно актуальным не только для них, но и для других арендаторов государственного и муниципального имущества, учитывая приближение 2009 года. В этой связи следует отметить, что вопрос об определении круга лиц, которые объективно нуждаются в предоставлении им преференции, остается открытым. Решение по столь серьезному вопросу можно принимать только на основании всестороннего анализа ситуации на территории всей Российской Федерации. Такой анализ мы намерены провести в срок до 1 сентября этого года.

В частности, с этой целью Комитет Государственной Думы по собственности проводит круглый стол, на котором мы хотели бы услышать мнения всех заинтересованных субъектов, которые очень важны для нас. С этой же целью мной будут направлены запросы всем главам субъектов Российской Федерации с предложением предоставить информацию о структуре арендаторов государственного и муниципального имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также предложения по условиям предоставления преференции.

В настоящее время Правительство Российской Федерации не поддерживает предложение о предоставлении преференций при приватизации государственного и муниципального имущества отдельным субъектам, тем не менее в ходе осенней сессии мы планируем рассмотреть внесенный депутатами Государственной Думы законопроект "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества".





Версия для печати

« Назад