На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Вопросы обеспечения общеевропейской безопасности и расширение сотрудничества в борьбе с террористическими угрозами

Современное состояние вопроса

Терроризм как явление международного характера представляет собой целый комплекс взаимосвязанных проблем, таких, как: развитие национальной нетерпимости, межэтнических и иных конфликтов, незаконный оборот наркотиков, распространение оружия массового поражения, отмывание денег, рост международной преступности в целом.

Будучи комплексным явлением, проблема обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом требует комплексного подхода при поиске путей ее разрешения.

В связи с этим можно выделить политико-правовой и организационный аспекты этой работы.

1. Политико-правовой аспект.

Представляется, что основой борьбы с терроризмом на международном уровне является деятельность по разработке, принятию и совершенствованию соответствующих международно-правовых актов.

И в этой связи отрадно отметить то, что на глобальном, региональном и двустороннем уровнях постепенно вырабатываются общие принципы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Разработано 13 основных универсальных конвенций и протоколов по борьбе с различными проявлениями терроризма. Как известно, Россия участвует в большинстве из них. Изучается также вопрос о разработке всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Кроме того, в рамках отношений России и Европейского Союза нельзя переоценить значение принятого 11 ноября 2002 года в Брюсселе Совместного заявления России и ЕС о борьбе с терроризмом. Большую роль играют, безусловно, и различные двусторонние заявления России и стран Европы, затрагивающие проблемы сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.

Однако в силу отсутствия реальных международных уголовно-правовых санкций и межгосударственного органа, который рассматривал бы дела о террористических преступлениях, ответственность за совершение террористических актов наступает по национальному уголовному законодательству. При этом необходимо отметить, что в антитеррористическом законодательстве как России, так и стран Европы преобладают единые тенденции так называемой "юридической репрессивной стратегии", предполагающей повышенную суровость уголовно-правовых санкций в отношении террористов.

2. Организационный аспект.

Он охватывает разработку и претворение в жизнь совместных мероприятий в рамках указанных международно-правовых актов. Сюда можно отнести: ­

- координацию совместных действий в рамках ООН, Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, Совета Европы; ­

- сотрудничество по линии специальных служб при организации и проведении контртеррористических операций, а также мероприятий, направленных на выявление и перекрытие потоков финансирования деятельности террористов; ­

- привлечение виновных лиц к ответственности либо организация выдачи международных преступников заинтересованным государствам; ­

- взаимное консультирование, а также обмен профессиональными знаниями и опытом;

- организация эффективного пограничного контроля; ­

- совместное оказание помощи третьим странам в случае необходимости.

Основные трудности политико-правового характера

Между тем дальнейшее развитие сотрудничества России и ЕС требует разрешения и преодоления некоторых трудностей. Представляется, что одной из основных проблем в данном случае является проблема совершенствования и доработки международно-правовых терминов. Так, само понятие "международный терроризм" не имеет своего легального закрепления. Однако без четкого определения данного явления невозможно разграничить терроризм как деятельность, угрожающую общеевропейской и общемировой безопасности, и национально-освободительное движение в рамках международно-правового принципа самоопределения народов.

К данной проблеме тесно примыкает необходимость установления правил, согласно которым не должно быть двойных толкований в отношениях, связанных с экстрадицией подозреваемых или обвиняемых, их соучастников в планировании или совершении террористических актов.

Кроме того, представляется, что при решении проблемы терроризма очень важно найти определенный баланс между ограничениями, вызванными антитеррористической борьбой, и обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Как отмечается в Докладе группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, "нынешняя "война с терроризмом", к сожалению, в некоторых случаях подрывает те самые ценности, по которым наносят удар террористы: права человека и верховенство права". Подобная практика представляется недопустимой. Борьбу с терроризмом необходимо вести исключительно в правовых рамках, основанных на уважении к гражданским свободам и правам человека.

Возможные меры по укреплению общеевропейской безопасности и сотрудничества России и ЕС в борьбе с террористическими угрозами

Многолетний опыт России по противодействию международному терроризму показывает, что, во-первых, ни одно государство в одиночку с ним справиться не сможет, во-вторых, для этого недостаточно только боевых действий и силовых методов. В этой связи особенно важным представляется общее сближение России и ЕС, гармонизация межгосударственных отношений в целом и создание, в конечном счете, эффективной системы общеевропейской безопасности.

На мой взгляд, для этого необходимо принятие следующих мер:

1. Необходимо определиться с самим термином "терроризм" в рамках всеобъемлющей конвенции по международному терроризму. При этом осуждение терроризма должно быть безоговорочным и не допускающим двойных стандартов.

2. Необходимо активизировать практическую работу по унификации национальных законодательств России и государств-членов Европейского Союза в области борьбы с международным терроризмом и связанными с ним уголовными преступлениями, т. е. сближение законов наших стран по содержанию и технико-юридической форме. Это позволит преодолеть разночтения в правовой оценке юридических фактов, оперативно реагировать на акты терроризма вне зависимости от того, в какой стране они совершаются. Для этого важно наладить взаимодействие и обмен информацией на уровне рабочих групп при разработке парламентами России и государств-членов Евросоюза законодательных актов в области безопасности и борьбы с международным терроризмом.

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации осуществляется большая работа по совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму, многие депутаты принимают в ней активное участие. Необходимость разработки нового законодательства стала актуальной после трагических событий, происшедших в Беслане.

3. Необходимо сосредоточиться на реализации существующих программных документов (таких, как, например, Совместное заявление России и ЕС о борьбе с терроризмом), закрепляющих договоренность европейских стран и России совместными усилиями бороться против терроризма, а также содержащих меры, направленные на достижение этой цели. И в этой связи принципиально важным представляется укрепление взаимодействия и скоординированности действий между органами исполнительной власти, занимающимися данными вопросами.

4. Учитывая то, что современное общество все больше становится информационным, принципиальную ценность приобретает информация как один из основных ресурсов борьбы с терроризмом. При этом требуется качественно новый инструмент ее сбора и анализа, отвечающий требованиям глобализации, технологичности, гибкости. В связи с этим необходимо создать единый информационный центр по сбору и комплексному анализу информации, поступающей из всех источников спецслужб государств, сотрудничающих в сфере борьбы с терроризмом.

В заключение хотелось бы отметить, что Россия – как страна, раньше других европейских стран непосредственно столкнувшаяся с проявлениями международного терроризма в современном его виде и к настоящему времени пережившая целый ряд жестоких террористических актов, – обладает в сфере обеспечения безопасности немалым потенциалом. Сотрудничество и взаимодействие России и Европейского Союза в этом направлении должно носить многосторонний и комплексный характер.

Учитывая значительную общность угроз в оценках Евросоюза, ОБСЕ и России, мы видим хорошую основу для плодотворного сотрудничества по созданию общеевропейской системы безопасности, эффективно функционирующей в новых геополитических условиях и способной надежно нейтрализовать как агрессивные разрушительные планы международных террористов, так и большинство современных угроз и вызовов нового времени или, во всяком случае, значительно уменьшить их негативные последствия. А именно создание такой системы и должно являться конечной целью нашего сотрудничества в области контртеррористической борьбы.

Однако, на наш взгляд, для Объединенной Европы, которая пытается создавать собственную систему обеспечения безопасности, крайне важно правильно определить главные принципы ее построения, наиболее опасные вызовы и угрозы общеевропейской безопасности, направленность основных усилий создаваемых структур безопасности. В частности, установить четкие критерии в оценке террористических проявлений и конфликтов, развязанных силами, контактирующими с международными террористическими организациями, а иногда и направляемыми ими.





Версия для печати

« Назад