На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Вопросы обеспечения общеевропейской безопасности и расширение сотрудничества в борьбе с террористическими угрозами

(тезисы)

Терроризм как явление международного характера представляет собой целый комплекс взаимосвязанных проблем, таких, как развитие национальной нетерпимости, межэтнических и иных конфликтов, незаконный оборот наркотиков, распространение оружия массового поражения, отмывание денег, рост международной преступности в целом. Представляется, что основой борьбы с терроризмом на международном уровне является деятельность по разработке, принятию и совершенствованию соответствующих международно-правовых актов.

На глобальном, региональном и двустороннем уровнях постепенно вырабатываются общие принципы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Разработано 12 основных универсальных конвенций и протоколов по борьбе с различными проявлениями терроризма. Россия участвует в большинстве из них. Изучается также вопрос о разработке всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. В рамках отношений России и Европейского Союза нельзя переоценить значение принятого 11 ноября 2002 года в Брюсселе Совместного заявления России и ЕС о борьбе с терроризмом. Большую роль играют, безусловно, и различные двусторонние заявления России и стран Европы, затрагивающие проблемы сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.

Между тем дальнейшее развитие сотрудничества России и Европейского Союза требует разрешения и преодоления некоторых трудностей. Представляется, что одной из основных проблем в данном случае является проблема совершенствования и доработки международно-правовых терминов. Так, само понятие "международный терроризм" не имеет своего легального закрепления. Однако без четкого определения данного явления невозможно разграничить терроризм как деятельность, угрожающую общеевропейской и общемировой безопасности, и национально-освободительное движение в рамках международно-правового принципа самоопределения народов.

К данной проблеме тесно примыкает необходимость установления правил, согласно которым не должно быть двойных толкований в отношениях, связанных с экстрадицией подозреваемых или обвиняемых, их соучастников в планировании или совершении террористических актов.

Многолетний опыт по противодействию международному терроризму показывает, что, во-первых, ни одно государство в одиночку с ним справиться не сможет, во-вторых, для этого недостаточно только боевых действий и силовых методов. В этой связи особенно важным представляется общее сближение России и ЕС, гармонизация межгосударственных отношений в целом и создание в конечном счете эффективной системы общеевропейской безопасности.

На мой взгляд, для этого необходимо принятие следующих мер:

1. Необходимо определиться с самим термином "терроризм" в рамках всеобъемлющей конвенции по международному терроризму. При этом осуждение терроризма должно быть безоговорочным и не допускающим двойных стандартов.

2. Необходимо активизировать практическую работу по унификации национальных законодательств России и государств-членов Европейского Союза в области борьбы с международным терроризмом и связанными с ним уголовными преступлениями, т. е. сближение законов наших стран по содержанию и технико-юридической форме. Это позволит преодолеть разночтения в правовой оценке юридических фактов, оперативно реагировать на акты терроризма вне зависимости от того, в какой стране они совершаются. Для этого важно наладить взаимодействие и обмен информацией на уровне рабочих групп при разработке парламентами России и государств-членов Евросоюза законодательных актов в области безопасности и борьбы с международным терроризмом.

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации осуществляется большая работа по совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму, многие депутаты принимают в ней активное участие. Необходимость разработки нового законодательства стала актуальной после трагических событий, произошедших в Беслане.

3. Необходимо сосредоточиться на реализации существующих программных документов (таких, как, например, Совместное заявление России и ЕС о борьбе с терроризмом), закрепляющих договоренность европейских стран и России совместными усилиями бороться против терроризма, а также содержащих меры, направленные на достижение этой цели. И в этой связи принципиально важным представляется укрепление взаимодействия и скоординированности действий между органами исполнительной власти, занимающимися данными вопросами.

4. Учитывая то, что современное общество все больше становится информационным, принципиальную ценность приобретает информация как один из основных ресурсов борьбы с терроризмом. При этом требуется качественно новый инструмент ее сбора и анализа, отвечающий требованиям глобализации, технологичности, гибкости. В связи с этим необходимо создать единый информационный центр по сбору и комплексному анализу информации, поступающей из всех источников спецслужб государств, сотрудничающих в сфере борьбы с терроризмом.

В заключение хотелось бы отметить, что Россия – как страна, раньше других европейских стран непосредственно столкнувшаяся с проявлениями международного терроризма в современном его виде и к настоящему времени пережившая целый ряд жестоких террористических актов, – обладает в сфере обеспечения безопасности немалым потенциалом. Сотрудничество и взаимодействие России и Европейского Союза в этом направлении должно носить многосторонний и комплексный характер.





Версия для печати

« Назад