Мировой финансовый кризис
 
Многие специалисты сходятся во мнении, что мировой финансовый кризис явился результатом глобальной перекапитализации рынков, а не собственно ипотечного кризиса 2007 года в США. Последний стал всего лишь катализатором разрастания кризисных явлений. Имеет место гипертрофия глобальной финансовой сферы, очевидным следствием которой  является отвлечение ресурсов из реального сектора и замедление роста.
 
Среди причин финансовых проблем можно выделить:
 
·         бумы кредитования, снижение качества банковских активов и капитала;
 
·         проблемы с платежным балансом, замедление темпов экономического роста, снижение объемов экспорта, дефолт по государственному долгу;
 
·         возникновение мыльных "пузырей" на рынках ценных бумаг и недвижимости, последующее резкое падение цен на активы;
 
·         последствия финансовой либерализации, дерегулирования.
 
На фазе кредитного бума, возникшей на стадии экономического роста, кредитные портфели стремительно выросли. У субъектов рынка, в том числе из-за ограниченной информации, сложилось неверное представление о полной востребованности их инвестиционных проектов. Качество кредитов  снизилось, а затем на фоне стадии сжатия при появлении проблемных кредитов, снижении темпов прироста ресурсов резко снизилась устойчивость кредитных, страховых и иных финансовых организаций.
 
На стадии "перегрева" появились так называемые "мыльные "пузыри" на рынках ценных бумаг и недвижимости, при их схлопывании в последующим резко изменяются цены на соответствующие активы. На самом деле эти процессы достаточно хорошо описаны на примерах Великой американской депрессии и финансового кризиса в Японии.
 
Таким образом, одной из главных причин кризиса является то, что финансовые власти упустили из-под контроля массовое создание "мыльных пузырей" в различных сферах.
 
В настоящее время проблемы финансового сектора отражаются и на реальном секторе, который остался без кредитов. Экономический рост по всему миру начинает замедляться. В итоге складывается комплексный кризис существующей финансовой архитектуры.
 
Для России разбухание в последние годы чрезмерно либерализованного финансового рынка очевидно оказалось не лучшим способом ускорения инвестиционного процесса.
 
В данных условиях необходима адекватная государственная политика. Действительно, федеральные органы законодательной и представительной власти сейчас реализуют программу действий по минимизации последствий кризиса в России, по оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики. Главный вопрос заключается в эффективности реализации этих мер. Восполнение ликвидности не является самоцелью. Совершенно верно отметил Президент в своем послании, что деньги должны начать нормально циркулировать и доходить до конечного потребителя, до реального сектора.
 
Как отметил профессор Гринберг, государство должно взять на себя функции субъекта целенаправленной и динамичной структурной модернизации, который может преодолеть системные недостатки и сформировать необходимые условия для перевода экономики в новое качественное состояние В результате реализации государственной промышленной политики должны быть обеспе­чены восстановление и качественная модернизация на современной техноло­гической основе.
 
Необходимо упорядочить хозяйственную деятельность множества субъектов. Добиться этого можно путём государственного индикативного планирования развития экономики и управления балансами ресурсов и объемов производства продукции. Такое планирование необходимо и для проведения объективной бюджетной политики с формированием федерального бюджета, сбалансированного по доходам и расходам.
 
Если говорить об эффективности государственных предприятий, то они должны находится под жестким и многосторонним контролем государства, включающего контроль менеджмента, расходов, финансовых потоков. Для финансовой сферы следствием должно стать качественное изменение контроля регулятора с целью недопущения создания искусственной капитализации. Это означает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений. Необходимость этих мер также была озвучена президентом.
 
Государством заявлен правильный курс на увеличение роли государства в экономике. На текущий момент только такая стратегия может обеспечить выход страны на новые рубежи развития. Но обеспечена она может быть только путем наведения порядка и контроля в государственных финансах и обеспечения их эффективного использования.