На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

По проекту федерального закона № 178-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г.
"О приватизации государственного и муниципального имущества"

Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", так как предлагаемая правовая конструкция решения имеющейся проблемы является, с точки зрения Комитета, некорректной.

Безусловно, вопрос о предоставлении преференции при приватизации государственного и муниципального имущества отдельным категориям субъектов является актуальным. Рассматриваемый законопроект является пятым, внесенным в Государственную Думу по данному вопросу. Три законопроекта, предусматривающие свои механизмы предоставления преференции при приватизации имущества, Государственной Думой были отклонены. Указанные законопроекты вносились Государственной Думой Ярославской области, Законодательным Собранием Ивановской области, Московской городской Думой.

Эти законопроекты, так же как и рассматриваемый сегодня проект закона, в нарушение принципа равенства покупателей приватизируемого имущества предлагали в основном законе о приватизации установить исключения. Названный принцип равенства покупателей приватизируемого имущества является основным, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

По мнению Комитета по собственности, если будет принято политическое решение о предоставлении преференции при приватизации имущества отдельным категориям субъектов, то правовое разрешение проблемы должно быть иным. Должно быть отдельное законодательное регулирование данного вопроса, вне рамок основного закона о приватизации, и этот законодательный акт должен предусмотреть особенности приватизации государственного и муниципального имущества отдельными категориями субъектов. В данной ситуации я не говорю о том, кому именно должны предоставляться преференции, речь идет о правовой концепции такого предоставления.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества", внесенный группой депутатов Государственной Думы. Указанный законопроект предусматривает предоставление преференции при приватизации государственного и муниципального имущества субъектам малого бизнеса.

По мнению Комитета Государственной Думы по собственности, преференции при приватизации государственного и муниципального имущества должны предоставляться, так как Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в срок до 1 января 2009 года органы местного самоуправления должны принять решение об отчуждении или перепрофилировании ими муниципального имущества, не предназначенного для реализации законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий. Аналогичная норма предусмотрена и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Поскольку данными федеральными законами установлены очень сжатые сроки, разрешение сложившейся ситуации возможно либо путем предоставления преференции при приватизации государственного и муниципального имущества, либо путем изменения сроков в сторону их увеличения.

С целью всестороннего анализа ситуации мной были направлены запросы главам всех субъектов Российской Федерации с предложением предоставить информацию о структуре арендаторов государственного и муниципального имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также предложения об условиях предоставления преференции. По состоянию на 21 ноября 2005 года получено 88 ответов на запросы. В основном субъекты Российской Федерации считают целесообразным предоставить преференции при приватизации имущества. Однако в настоящее время позиция Правительства Российской Федерации заключается в том, что преференции при приватизации государственного и муниципального имущества предоставляться не должны.

В своем выступлении я представила депутатам информацию по проблеме в целом. Что касается рассматриваемого законопроекта, то в нем предлагается предоставить на период с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года преференции на участие в приватизации, заключающиеся во введении на указанный срок специального внеконкурсного способа приватизации – выкупа отдельными категориями субъектов арендуемого ими в течение не менее чем трех лет государственного или муниципального имущества.

Правительство Российской Федерации не поддерживает рассматриваемый законопроект. Позиция Правительства Российской Федерации заключается в том, что законопроект нарушает закрепленный в законодательстве принцип равенства участников правоотношений, а также законопроектом вводится не предусмотренный действующим законодательством о приватизации способ приватизации – выкуп государственного и муниципального имущества, находящегося в аренде.

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по собственности рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить.

Норма, предусматривающая данную обязанность органов местного самоуправления, действует уже с 8 октября 2003 года. Однако в связи с тем, что срок вступления Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отложили до 1 января 2009 года, возникла ситуация, при которой муниципальное имущество, не предназначенное для реализации законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий органов местного самоуправления, должно находиться в муниципальной собственности на 1 января 2009 года и одновременно не должно, поскольку до 1 января 2009 года необходимо произвести его отчуждение либо перепрофилирование.

В настоящее время для устранения имеющейся правовой коллизии ведется работа в части определения даты нахождения указанного имущества в муниципальной собственности – на 1 января 2006 года.


Версия для печати

« Назад