На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

По проекту федерального закона № 161765-4
"О внесении изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации"

Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации".

Указанным законопроектом устанавливается, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, в том числе споры по содержанию и применению методических и нормативно-технических документов, разработанных для проведения государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судах общей юрисдикции, арбитражных судах.

По мнению инициатора данного законопроекта, предлагаемые изменения в пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации направлены на повышение гарантий прав землевладельцев, собственников земельных участков и землепользователей.

Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям.

Согласно пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия вызвана неопределенным юридическим статусом методических и нормативно-технических документов, разработанных для проведения государственной кадастровой оценки земель.

Эту неопределенность предлагается устранить посредством установления нормы, предусматривающей, что споры по содержанию и применению указанных документов рассматриваются в судах общей юрисдикции, арбитражных судах.

По мнению Комитета Государственной Думы по собственности, данное положение не вносит большей определенности в правовой статус методических и нормативно-технических документов, так как судебное рассмотрение того или иного спора само по себе не может определить правовой статус документа, содержание или применение которого послужило основанием возникновения спора. Законопроектом не учитывается, что процессуальное законодательство дифференцирует правила рассмотрения споров в зависимости от их характера. Так, например, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает различные правила рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель". Пункт 12 указанных Правил устанавливает, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. Таким образом, предлагаемые изменения в части судебного порядка разрешения споров, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки, дублируют положения пункта 12 указанных Правил.

Учитывая изложенное, для устранения неопределенности правового статуса методических и нормативно-технических документов следует предпринять иные меры, чем те, которые предусмотрены законопроектом. В частности, требуется определить юридические последствия несоблюдения положений соответствующих методических и нормативно-технических документов, а также механизм защиты прав граждан и юридических лиц в случаях, если положения указанных документов нарушают их права или законные интересы.

С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении в первом чтении.





Версия для печати

« Назад