На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

По проекту федерального закона № 143585-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части выкупа арендованного имущества)

Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.

Законопроект вводит в законодательство новый субъект приватизационных отношений - "добросовестный пользователь (арендатор) муниципального имущества".

Таковым предложено считать лицо, отвечающее 3 признакам:

• обеспечивающее сохранность арендуемого имущества;
• произведшее неотделимые улучшения имущества;
• не имеющее задолженности по арендной плате.

Проект федерального закона устанавливает ряд преимуществ для добросовестного пользователя муниципального имущества и ограничивает действие принципа равенства покупателей приватизируемого имущества в следующих случаях:

1. При проведении аукциона по продаже муниципального имущества – в виде предоставления преимуществ при определении победителя аукциона. В общем случае аукцион признается несостоявшимся, если в нем принял участие только один участник, а в случае участия добросовестного пользователя, даже если он один участвовал в конкурсе, конкурс считается состоявшимся.

2. При проведении аукциона по продаже муниципального имущества – в случае равенства предложений о цене имущества победителем признается добросовестный пользователь.

3. При передаче имущества и оформлении права собственности – в виде возможности получения имущества до полной его оплаты.

4. При продаже имущества на конкурсе – в виде установления более продолжительного срока для выполнения условий конкурса (в общем случае – один год, для добросовестного пользователя – три года).

5. При оплате имущества – в виде установления более продолжительного срока оплаты имущества (в общем случае – один год, для добросовестного пользователя – три года).

Действительно, государственная поддержка тех участников имущественного оборота, в деятельности которых государство заинтересовано, а именно социально ориентированных организаций, предприятий малого бизнеса, является целесообразной и оправданной. Однако авторами законопроекта не представлено обоснований для предоставления преференций именно добросовестным пользователям муниципального имущества. Между тем критерий добросовестности не может являться определяющим, поскольку у государства имеется заинтересованность в добросовестном поведении всех хозяйствующих субъектов, а обязанности арендатора обеспечивать сохранность арендуемого имущества и уплачивать арендную плату предусмотрены гражданским законодательством. В этой связи выделение только добросовестных пользователей муниципального имущества и предоставление им преимуществ представляется необоснованным.

Следует отметить, что предоставление органам местного самоуправления права самостоятельно определять "добросовестных" арендаторов с последующим предоставлением им соответствующих преимуществ будет противоречить принципу прозрачности принимаемых решений о приватизации и в перспективе станет легитимной базой для возможных злоупотреблений со стороны местных чиновников.

Также авторами законопроекта указано на необходимость предоставления преференций только при приобретении муниципального имущества и не приведено оснований, по которым аналогичных преимуществ лишаются пользователи государственного имущества.

Таким образом, по мнению Комитета по собственности, концепция законопроекта противоречит одному из основных принципов приватизации - принципу прозрачности приватизационных процессов для общества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В то же время предлагаемые законопроектом отступления от другого основного принципа приватизации – принципа равенства – не являются достаточно обоснованными.

С учетом этого Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.

Вместе с тем наличие реальной проблемы приобретения в собственность арендуемого государственного и муниципального имущества предприятиями малого бизнеса, а также общественными организациями было отмечено Комитетом при рассмотрении проекта федерального закона № 134054-4 "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с этим в настоящее время осуществляется подготовка соответствующего законопроекта, предусматривающего изменения, направленные на поддержку указанных субъектов.

Проект должен быть внесен в Государственную Думу в апреле - мае этого года.


Версия для печати

« Назад