На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

По проекту федерального закона № 127618-4 "О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности"

Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект при его рассмотрении в первом чтении.

Иммунитет государства и его собственности - один из старейших институтов как внутреннего, так и международного права.

Структура юрисдикционного иммунитета включает в себя три элемента:
• иммунитет от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе в судах другого государства;
• иммунитет от применения обеспечительных мер по искам, предъявленным к иностранному государству;
• иммунитет от принудительного исполнения решения, вынесенного против иностранного государства.

В настоящее время вопросы юрисдикционного иммунитета иностранных государств в Российской Федерации регулируются двумя статьями: статьей 401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 251 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Этими нормами закреплена концепция абсолютного юрисдикционного иммунитета государства, воспринятая из ранее действовавшего законодательства.

Абсолютный иммунитет означает, что государство пользуется в Российской Федерации иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; ограничения допускаются только в случае, если данное государство дало на это согласие либо это предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Однако концепция абсолютного иммунитета более не отвечает реалиям современного мира, в котором государства активно выступают не только как носители суверенной власти, но и как обычные участники международного оборота товаров, услуг и капитала. Придерживаясь концепции абсолютного иммунитета, Российская Федерация практически лишает своих граждан и юридических лиц реальной возможности судебной защиты прав, вытекающих из гражданско-правовых отношений с иностранными государствами.

В то же время признание Российской Федерацией за иностранными государствами абсолютного иммунитета не повлекло взаимного признания абсолютного иммунитета России иностранными государствами. Большинство основных торговых партнеров России, таких, как США, Канада, Великобритания и ряд других государств, во второй половине 20 века перешли в своих законодательствах и судебных практиках на концепцию ограниченного иммунитета иностранных государств.

Суть данной концепции состоит в том, что иностранные государства, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности данных государств, а также в некоторых иных случаях. С учетом изложенного, поскольку данный законопроект предусматривает ограничение юрисдикционного иммунитета иностранных государств, Комитет по собственности считает его актуальным и соответствующим общемировым тенденциям развития международного права.

Положения законопроекта основаны на общем принципе, согласно которому иностранные государства пользуются на территории Российской Федерации иммунитетом, за исключением ряда определенных случаев. Предусматривается как возможность добровольного отказа иностранного государства от иммунитета, так и случаи, когда иммунитет не применяется независимо от воли иностранного государства.

В законопроекте отдельно регулируются вопросы иммунитетов от принятия мер по обеспечению иска и от исполнения судебного решения, что соответствует сложившейся международной практике. В законопроекте также предусмотрен ряд статей, отражающих процессуальную специфику судопроизводства по делам с участием иностранных государств. Такая структура соответствует структуре его зарубежных аналогов, таких, как Акт об иммунитетах иностранных государств США 1976 года, Британский Акт об иммунитете государства 1978 года, Акт, предоставляющий иммунитет государству в канадских судах, 1982 года и ряду других.

В целом данный законопроект устанавливает разумный баланс между уважением Российской Федерацией суверенитета иностранных государств и защитой интересов лиц, вступающих с иностранными государствами в частноправовые отношения. Данный законопроект рассматривался на заседании Научно-экспертного совета по проблемам гражданского законодательства и смежных с ним отраслях при Председателе Государственной Думы. Имеющиеся у Научно-экспертного Совета и Комитета по собственности замечания по проекту не носят концептуального характера и могут быть устранены при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.


Версия для печати

« Назад