Мировой опыт формирования МФЦ: возможности применения  российских условиях
 
На федеральном уровне и на уровне московского правительства уже неоднократно и озвучивались основные задачи, которые требуют решения с целью образования в Москве международного финансового центра. Значительная часть этих задач требует разрешения на федеральном уровне. Вместе с тем одной из глобальных задач является повышение привлекательности Москвы как города, в котором удобно и безопасно вести бизнес. Существенную роль в ее решении должны играть городские власти и городское сообщество.
 
Вы знаете, что существует авторитетный рейтинг GFCI, Global Financial Centres Index, Индекс глобальных финансовых центров. Сегодня согласно этому рейтингу Москва не входит даже в список 50 ведущих финансовых центров. Наша столица не выдерживает конкуренции в том числе и потому, что проигрывает ведущим финансовым центрам по качеству рабочей силы, деловому климату, состоянию инфраструктуры.
С целью преодоления этой ситуации полезно обратиться к опыту признанных международных финансовых центров, а также городов, которые стремятся к этому статусу. Очевидно, что в этом направлении должна быть проведена системная аналитическая работа, но в рамках выступления можно отметить лишь отдельные частные моменты.
 
1. Известный факт, что одной из причин, по которой предприниматели предпочитают вести свой бизнес в Лондоне, является присутствие там высокопрофессиональных юристов и финансистов. Их знания подчас являются просто уникальными. Уже сегодня почти каждое шестое рабочее место в Лондоне прямо или косвенно связано с финансовым сектором. В 2002 году в Сити работали около 280 тыс. человек. По оценкам Центра экономических и деловых исследований, в 2007 году в финансовом секторе Лондона были заняты уже около 450 тыс. человек. По прогнозам, уже в 2010 году в секторе будут работать 600 тыс. человек.
 
Наличие большого количества высококвалифицированных специалистов является условием развития любого финансового центра. Так, немецкая фондовая биржа "Дойче Бёрзе", находящаяся во Франкфурте, располагает собственными Листинг-Партнерами. При проведении IPO они оказывают эмитентам услуги по оценке рынка капиталов, осуществляют анализ перспектив компании, помогают устанавливать нужные контакты. Чтобы получить статус Листинг-Партнера Дойче Бёрзе претенденты должны подтвердить свою компетенцию и предоставить Дойче Бёрзе свои первоклассные рекомендации.
 
В этой связи необходимо создать и в Москве пласт высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять сопровождение финансовой деятельности компаний.
 
2. Интересен опыт нашего соседа – Казахстана. Там создано специальное Агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы. Его деятельность среди прочего направлена на широкомасштабное обучение населения, государственных служащих, студентов и журналистов. По инициативе Агентства на базе трансфер-агентской сети АО "Казпочта" в 17 городах Казахстана, в том числе Алматы и Астане созданы информационно-образовательные центры. Их основными целями являются создание системы обучения и повышения знаний населения в области рынка ценных бумаг.
 
В Москве необходимо также реализовывать программы, призванные повышать у населения уровень финансовых знаний. До настоящего времени большая часть наших граждан не рассматривает возможности инвестирования на фондовом рынке, они имеют превратные представления о существующих рисках. Отдельно необходимо вести среди населения разъяснительную работу о целях и значении организации в Москве международного финансового центра.
 
Как отмечено в исследовании, проведенном НАУФОР, меры по повышению финансовой грамотности населения должны включать в себя средства социальной рекламы, информационную политику в СМИ, создание в Интернете ресурса для неквалифицированных инвесторов.
 
3. В крупнейших финансовых центрах развита транспортная инфраструктура, имеются крупные современные аэропорты. Например, лондонский аэропорт Хитроу, являясь самым крупным аэропортом Европы, принимает 68 миллиона человек в год. Франкфурт называют "воздушными воротами Германии", он обеспечивает перелеты 60 миллионов пассажиров в год. Парижский Шарль-де-Голь – 57 миллионов человек. Аэропорта Гонконга принимает 50 миллионов.
 
Для сравнения московские аэропорты выдают следующие показатели: Домодедово – около 19 млн.; Шереметьево - 14 млн; Внуково – 7,5 млн. То есть эти три аэропорта вместе едва дотягивают до тех цифр, которые показывает, например, один аэропорт Франкфурта.
Несмотря на то, что последние годы московские аэропорты, безусловно, претерпели определенные изменения в лучшую сторону, они все еще далеки от мировых стандартов по техническому оснащению, качеству обслуживания, безопасности.
 
 4. Одним из признаков международного финансового центра является сосредоточение в нем банков и других финансовых институтов, включая страховые компании, брокерские фирмы и так далее. Так, в Лондоне работают 242 иностранных банка, 75% из 500 крупнейших компаний мира имеют свои офисы в Лондоне. Соответственно и Москва  должна быть готова к наплыву отечественных и иностранных компаний. Она должна обеспечить необходимое количество доступных бизнес-площадок.
 
В первую очередь этому препятствует дороговизна. Журнал Forbes в июле этого года обнародовал десятку самых привлекательных городов для покупки недвижимости. Согласно ему, лучшие места для инвестиций - это Нью-Йорк и Лондон, затем Вашингтон, Париж. Город Москва в этом списке не фигурирует.
 
И это понятно. По данным английского аналитического риэлторского агентства Global Property Guide средняя цена квадратного метра в Нью-Йорке к началу марта 2008 года составляла $4891. В Москве с января 2007 года до начала марта 2008 года средняя цена квадратного метра выросла с $4213 до $5021. Средняя цена квадратного метра элитных новостроек к марту 2008 года составила $16,256 тыс. Таким образом, по стоимости квадратного метра недвижимости Москва обогнала Нью-Йорк.
 
Существует в Москве проблема с автотранспортной инфраструктурой. В то же время в Цюрихе, занимающем 5-е место в рейтинге финансовых центров, идеально развит общественный транспорт. Интересный опыт Цюриха заключается в том, что полосы для общественного транспорта обычно отделены от полос движения остального транспорта. В результате проблем с движением не возникает даже в час пик. Транспорт ходит точно по расписанию, имеющемуся на каждой остановке.
 
Представляется, что решение внутренних задач Москвы, наряду с мерами, предпринимаемыми на федеральном уровне, будет способствовать строительству Московского международного финансового центра, который, безусловно, имеет перспективы, принимая во внимание темпы развития нашего рынка, рост ВВП, а также удачное расположение, позволяющее Москве стать связующим звеном между Лондоном и Гонконгом.