На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Перспективы развития российского финансового рынка
 
Сегодня будет много говориться о перспективах развития российского финансового рынка. В феврале этого года на самом высшем уровне была поставлена задача развития финансовой инфраструктуры до уровня, адекватного растущим потребностям экономики, было подчеркнуто, что в конечном счёте в России должен сложиться один из мировых финансовых центров.
 
События последних месяцев, когда индексы фондовых рынков снизились наполовину, когда возник призрак дефицита ликвидности позволили кому-то усомниться в целесообразности такой постановки задачи – о каком финансовом центре можно говорить, когда российский финансовый рынок настолько нестабилен?
 
Но дальнейшие события показали, что взвешенная государственная политика, уверенность в действиях позволяют сбить панические настроения и возвратить рынкам тенденцию к росту.
 
Поэтому считаю, что вопрос совершенствования государственного регулирования финансового рынка в том числе с целью формирования международного финансового центра остается актуальным.
 
Сегодня совместными усилиями исполнительной и законодательной власти уже предпринимается ряд мер, направленных на достижение поставленной цели, на создание необходимого базового инструментария.
 
В условиях мирового финансового кризиса тем более актуальным является урегулирование вопросов банкротства финансовых организаций. Очевидно, что обеспечение надежности и устойчивости деятельности страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, участников рынка ценных бумаг – это очень важная задача, которая стоит сегодня перед государством и обществом. Вместе с тем финансовый рынок чрезвычайно чувствительная среда. В отношении финансовых организаций очень осторожно следует применять сам термин "банкротство", особенно учитывая, что эти организации, как правило, оперируют не собственными, а привлеченными средствами граждан и организаций.
 
В настоящее время законодательство о банкротстве не учитывает в полной мере специфику деятельности  финансовых организаций. Действующий закон не предусматривает достаточных механизмов, которые могли бы защитить граждан, ставших клиентами финансовых организаций, в случае банкротства последних. Поэтому в первую очередь сегодня актуально создание эффективных механизмов предупреждения банкротства, которые бы позволяли объединить усилия контролирующих органов, профессиональных объединений и самих финансовых организаций.
 
Именно на создание таких механизмов нацелен законопроект, одним из соавторов которого я являюсь и который на прошедшей неделе был внесен в Государственную Думу. Им, в частности, закрепляется перечень мер по предупреждению банкротства, необходимость разработки и реализации плана финансового оздоровления,  введения временной администрации.
 
Предусматривается право арбитражного суда привлекать к участию в процессе соответствующую саморегулируемую организацию финансовых организаций.
 
Сейчас при банкротстве негосударственного пенсионного фонда в конкурсную массу включаются и пенсионные резервы, и пенсионные накопления. Однако они предназначены для обеспечения по обязательствам перед участниками фонда и перед застрахованными лицами. Поэтому проектом предлагается указанные активы из конкурсной массы исключить.
 
Эти и другие положения законопроекта позволят повысить эффективность мер по предупреждению банкротства финансовых организаций и степень защиты прав граждан, являющихся их клиентами.
 
Сегодня ко второму чтению готовится проект федерального закона "О биржах и организованных торгах". Как известно, сейчас нет единого федерального закона, который регулировал бы деятельность бирж. Законодательство содержит множество не связанных друг с другом правовых актов, нет общепринятой терминологии. Не урегулирован рынок производных инструментов, рынок складских свидетельств. Все это препятствует развитию внутреннего финансового рынка.
 
Законопроект регулирует деятельность по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках страны, деятельность участников таких рынков, защиту прав и интересов конечных пользователей.
 
В законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию деятельности, а именно определено, что государственное регулирование осуществляется одним федеральным органом исполнительной власти.
 
В ходе рассмотрения проекта было принято решение о том, что для его эффективного применения необходимо одновременное принятие закона о клиринговой деятельности.
 
В Государственную Думы был внесен законопроект, регулирующий деятельность платежных агентов по приему платежей, в том числе с использованием платежных терминалов. Новое регулирование затрагивает и банковских платежных агентов. Предлагаемые нормы обеспечивают интересы как плательщиков, так и поставщиков услуг. Например, устанавливается, что в случае осуществления платежа через агента обязанность плательщика считается исполненной с момента внесения средств платежному агенту. Платежный агент будет вправе осуществлять свою деятельность при условии предоставления поставщику услуг финансового обеспечения в виде банковской гарантии или страхования. Законопроекты устраняют правовые пробелы, которые сейчас существуют, определяя требования к формирования как банковской, так и агентской схемы деятельности.
 
Еще одна новелла – законопроект, который предлагает расширение перечня случаев применения уведомления об итогах выпуска ценных бумаг вместо регистрации отчета об итогах. Уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии обеспечивает возможность осуществления IPO на правилах, сходных с правилами, действующими на всех развитых рынках. Для российского рынка замена при определенных условиях регистрации отчета об итогах выпуска на уведомление, осуществленная в начале 2006 года, привела к резкому увеличению эмиссионной активности.
 
Согласно проекту в отношении облигаций применение уведомительного порядка будет возможно  при условии, что услуги по размещению облигаций оказывались брокером. В отношении иных ценных бумаг предусматриваются дополнительные условия для применения уведомительного порядка – размещение путем открытой подписки и включение фондовой биржей этих ценных бумаг в котировальный список.
 
Для облигаций, обеспеченных залогом, регистрацию отчета об итогах выпуска предлагается сохранить, поскольку на этапе регистрации указанного отчета регистрирующий орган проверяет регистрацию залога соответствующего имущества.
 
Кроме того, законопроектом предлагается исключить действующее ограничение, которое не позволяет применять уведомительный порядок при эмиссии ценных бумаг кредитными организациями. Из-за этого ограничения из участников IPO кредитных организаций исключается большое число иностранных инвесторов.
 
Я привела ряд инициатив, которые уже сегодня находятся на стадии реализации. Другие в настоящее время подготавливаются с участием специалистов ФСФР, Госдумы, профессиональных сообществ. Таким образом, можно говорить об устойчивой тенденции на совершенствование условий функционирования фондового рынка в России. В условиях глобализации и усиления конкуренции между мировыми финансовыми центрами эти меры являются необходимыми шагами для формирования в России регионального, а в перспективе и международного финансового центра.

Версия для печати

« Назад