На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Международный финансовый центр в Москве:
вопросы законодательного регулирования
 
 
В последние годы уровень развития финансовой системы России повышается опережающими по сравнению с планируемыми темпами. Например, согласно Стратегии развития финансового рынка, которую Правительство РФ утвердило в 2006 году, соотношение капитализации фондового рынка к ВВП к 2009 году должно было достигнуть 70%. Однако уже по итогам 2007 года этот показатель вплотную приблизился к 100 %. По объему капитала, привлеченного через IPO, по объему сделок с российскими акциями именно на внутреннем рынке целевые значения показателей были достигнуты с опережением на год.
 
Очевидно, что эта впечатляющая динамика обусловила необходимость постановки грандиозной стратегической цели. 8 мая 2008 года Владимир Путин в своей речи перед Государственной Думой подчеркнул, что новому правительству предстоит создать в России крупный финансовый центр. В качестве первоочередной меры им было названо упорядочение системы госрегулирования финансового рынка.
 
Вопрос о том, что необходимо сделать для достижения этой цели, эксперты обсуждают в последнее время достаточно активно. В целом предложения предусматривают приложение усилий по трём направлениям:
 
·   концентрация капитала;
 
·   создание эффективной инфраструктуры;
 
·   расширение перечня доступного участникам рынка инструментария.
 
Надо отметить, что в настоящее время ряд мер, предусмотренных предложениями, находится уже на стадии воплощения.
 
Так, 13 февраля 2008 года был принят в первом чтении проект федерального закона "О биржах и организованных торгах", который внесен депутатами В. М. Резником и мной. Он в целом регулирует деятельность по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках страны, деятельность участников таких рынков, защиту прав и интересов конечных пользователей. Принципиально заложено изменение подхода к государственному регулированию деятельности, которое согласно концепции законопроекта, должно осуществляться одним федеральным органом исполнительной власти.
 
Сейчас проект проходит подготовку ко второму чтению. Для его эффективного применения необходимо будет одновременно принять закон о клиринговой деятельности, поскольку в некоторых случаях осуществление клиринга по итогам совершения сделок обязательно.
 
На совершенствование инфраструктуры финансового рынка направлен законопроект, устраняющий пробелы в регулировании профессиональной деятельности по доверительному управлению на рынке ценных бумаг. Законопроектом уточнены права учредителя управления, определены операции, которые может совершать управляющий, уточнены нормы о порядке выплаты ему вознаграждения, перераспределен риск убытков в связи с изменением рыночной стоимости ценных бумаг. Этот проект содержит ряд принципиальных новелл, касающихся института доверительного управления, поэтому в настоящее время будет проводиться работа по приведению во взаимное соответствие норм законопроекта и Гражданского кодекса РФ.
 
Как уже было отмечено, одной из задач в достижении поставленной цели является расширение инструментария, доступного участникам финансового рынка. В этой части можно сказать о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов на российский рынок. Уже действуют нормы, допускающие выпуск российских депозитарных расписок, а 9 апреля был принят в первом чтении законопроект, который предусматривает прямой допуск ценных бумаг иностранных компаний к обращению в России.
 
Необходимость рассмотрения этого проект обусловлена внешними и внутренними факторами. С одной стороны, чем больше будут объемы торгов на российских биржевых площадках, тем более привлекательными они будут становится для  крупнейших мировых инвесторов, не исключено даже, что это подвигнет их на размещение здесь своих ключевых подразделений, что в свою очередь является одним из основных признаков международного финансового центра.
 
С другой стороны, в России появились свои инвестиционные ресурсы. Были созданы крупные институциональные инвесторы, такие как Государственная корпорация по развитию нанотехнологий, Фонд развития ЖКХ, Банк развития, финансы которых требуют эффективного и в то же время надежного вложения.
Законопроектом предлагается достаточно либеральный режим допуска иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок, упрощенный порядок допуска по решению фондовой биржи для ценных бумаг, прошедших листинг.
 
Кроме того, повышению доступности финансовых инструментов будет способствовать принятие законопроекта, который расширяет перечень случаев, когда  вместо регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг применяется  уведомления об итогах. Уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии обеспечивает возможность осуществления IPO на правилах, сходных с правилами, действующими на всех развитых рынках. Опыт замены регистрации отчета об итогах выпуска на уведомление в России уже имеется.
 
Нужно упомянуть о вопросах банкротства финансовых организаций, в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг. Соответствующий законопроект сегодня находится в высокой степени готовности ко внесению в Государственную Думу. Очевидно, что финансовый рынок чрезвычайно чувствительная среда. В отношении финансовых организаций очень осторожно следует применять сам термин "банкротство", особенно учитывая, что эти организации, как правило, оперируют не собственными, а привлеченными от граждан и организаций средствами.
 
Поэтому в первую очередь сегодня актуально создание эффективных механизмов предупреждения банкротства, которые бы позволяли объединить усилия контролирующих органов, профессиональных объединений и самих финансовых организаций. Именно на создание таких механизмов и будет нацелен упомянутый законопроект.
 
Наконец, начата работа над законопроектом о производных финансовых инструментах.
 
Таким образом, можно говорить об устойчивой тенденции на совершенствование условий функционирования фондового рынка в России.
 
Вместе с тем в условиях глобализации и усиления конкуренции формирование в России международного финансового центра потребует придания принимаемым мерам комплексного, программного характера. Как показывает работа над проектами, существуют различные варианты решения тех или иных вопросов, разные мнения среди заинтересованных лиц. Это препятствует оперативному принятию необходимых решений и проектов. Должна быть проявлена политическая воля в разрешении тех многочисленных дискуссионных вопросов, которые сейчас выявлены. В конечном итоге речь должна идти об утверждении новой стратегии развития финансового рынка России на долгосрочную перспективу.
 

Версия для печати

« Назад