На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О мерах борьбы с инфляцией
 
 
Согласно данным Росстата, инфляция в РФ с начала мая составил 0,8%, с начала года - 7,2%. На ускорение темпов инфляции основное влияние оказал опережающий рост цен на продовольственные товары. За I квартал 2008 г. цены на продовольственные товары выросли на 5,7 % против 2,6% в 2007 г. Сейчас инфляция опережает среднегодовые показатели 2007 года в 1,6 раза. Таким образом, арифметически при сохранении такой динамики на конец года инфляция может составить около 19% годовых (хотя скорее всего, финальная цифра будет все же меньше).
 
Называют несколько основных причины роста инфляции. Одна и них - это увеличение денежной массы в экономике, в том числе из-за увеличения расходов бюджета. Ускорению инфляции способствует и продолжающийся рост цен на продовольственные товары в мире.  В России эти факторы накладываются на относительно низкие темпы роста отечественных производителей продуктов питания и слабую конкуренцию на локальных рынках.
 
Отдельно нужно сказать про опасность, которую представляют инфляционные ожидания сами по себе. Экономические субъекты, которые привыкли не только к росту цен, но и к ускорению их темпов, будут пытаться повышать цены быстрее, чем если бы рассчитывали на снижение инфляции. А по данным опросов значительного роста цен опасаются сегодня 66 % опрошенных.
 
Тем не менее в Минсельхозе России полагают, что пиковая ситуация с ценами на продовольственных рынках в целом миновала. Например, ожидается, что цены на хлеб в России стабилизируются к июню-июлю текущего года, цены на сахар также снизятся летом из-за снижения с 1 июня импортной сезонной пошлины на сахар-сырец.
 
Если говорить о монетарных факторах, то в начале текущего года темпы роста денежного предложения несколько снизились, это также будет способствовать замедлению инфляции.
 
Тем не менее понятно, что вопрос о необходимых мерах по борьбе с инфляцией – вопрос актуальный.
 
Например, Центральный банк России имеет в своем арсенале ряд инструментов, такие как осуществление политики инфляционного таргетирования, быстрое укрепление рубля. При определенных условиях может идти речь об административном регулировании цен на некоторые виды товаров.
 
Но рассматривая меры борьбы с инфляцией, надо выделять меры краткосрочного и долгосрочного характера. Так, например, если взять такую меру, как снижение ввозных пошлин на продовольствие, то действительно, она позволит ввозить продукты по более никой цене. Однако что произойдет далее? Рынок наполняется товарами зарубежного производства, в крупных городах уже до 70 % продовольственных товаров – импортные. Это значит, что те усилия которые предпринимаются для поддержания отечественного производителя пойдут насмарку.
 
Поэтому если не говорить о мерах оперативного характера, то для того, чтобы справиться с инфляционными процессами нужно предпринимать меры общеэкономического характера, хотя именно за подобные предложения чаще всего критикуют Минэкономразвития России. Необходимо повышать производительность труда и снижать энергоемкость производства, проводить демонополизацию рынков, и не только продовольственных.
 
На рынке существует значительное количество перекупщиков, прямой доступ производителя к потребителю фактически перекрыт, розничные сети взимают дополнительные сборы за доступ поставщиков к своим ресурсам. В итоге по пути от производителя к покупателю товар дорожает в несколько раз. Вопрос контроля обоснованности повышения цен, наличия сговора посредников - это вопрос эффективной деятельности антимонопольной службы, МВД. Эти органы нужно наделить действенными инструментами воздействия, поскольку сегодня проблемным является и выявление сговора,  и привлечение его участников к реальной ответственности.
 
Нужно стимулировать рост производства, в частности, в агропромышленном комплексе, об этом неоднократно говорили и Президент РФ, и глава Правительства РФ. Программы поддержки уже реализуются, но они, к сожалению, не дают моментального эффекта. За прошлый год по направлению "Ускоренное развитие животноводства" предоставлено более 70 млрд руб. по 5-летним кредитам и более 171,3 млрд руб. по краткосрочным. По направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" в 2007 году в виде  кредитов предоставлено также более 46 млрд руб. Предусматриваются меры по поддержке производителей минеральных удобрений, комбикормов. 5 млрд. рублей будет выделено на птицеводство. В целом  выработана целая Государственная программа по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 годы.
Развитие экономики, поддержка экономического роста – очевидные вещи, но именно они и будут в конечном итоге эффективными.
 
Есть и другие предложения.
 
Например, предлагается ввести систему продовольственных социальных талонов ля малоимущих. Но как говорится, несовершенный рынок лучше, чем совершенный бюрократ, без которого такая распределительная система никак не обойдется. Это особенно актуально в нашей стране.
 
Другое предложение – ввести жесткое ограничение на размер торговой наценки в размере 10-12 %. Эта мера возможна, но только как мера краткосрочной политики, потому как в перспективе такое ограничение приведет к дефициту товаров и последующему росту цен на них. Тем не менее может быть установлен четкий, ограниченный перечень случаев, в которых можно вводить ограничения на торговую наценку. Эти меры могут быть предусмотрены в законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", который сейчас готовится.
 
Далее, есть мнение, что рост цен на продовольствие дает возможность развиваться нашим сельхозпроизводителям. Однако инфляция в России уже не первый год, а жалоб со стороны селян не становится меньше. Доходы от повышения цен до работников АПК не доходят, оседая у посредников.
 
Такие меры, как соглашения о замораживании цен будут уже неэффективны, это признается практически всеми экспертами. Они создают дополнительные искажения в экономике, делают непривлекательным вывод на рынок товаров, входящих в социальный список. Например, по оценкам компании "Вимм-Билль-Данн" их потери из-за ограничения роста цен на некоторые виды продуктов питания составили около 25 миллионов долларов.
 
Таким образом, любые решения, направленные на борьбу с инфляцией, должны учитывать влияние на экономику не только в текущий момент времени, но и в средне- и долгосрочной перспективе.

Версия для печати

« Назад