Законодательное обеспечение участия граждан в решении
вопросов местного значения. Проблемы и перспективы
 
Гражданское участие является одним из базовых принципов функционирования местного самоуправления. Граждане непосредственно осуществляют государственную власть путем референдума и выборов. Но также очевидно, что на уровне местного самоуправления гражданское участие может и должно быть более широким, так как именно там решается большинство вопросов жизнедеятельности населения.
 
Основным документом, регламентирующим подробно эти вопросы является 131-ый Федеральный закон. Формам гражданского участия в местном самоуправлении посвящена отдельная глава в Федеральном законе № 131-ФЗ (глава 5). В прежней редакции закона регулирование применения этих форм было рамочным. Субъекты РФ уделяли мало внимания регулированию участия населения в осуществлении местного самоуправления, органы местного самоуправления видели в структурах гражданского общества своих конкурентов и, соответственно, не торопились с принятием необходимых актов.
 
Могу с удовлетворением отметить, что, например, в Новосибирске ситуация складывается более позитивно. Было принято Положение о территориальном общественном самоуправлении, действует специализированный консультативный совет, определены условия финансирования ТОС в виде муниципальных грантов, в прошлом году утверждена городская целевая программа, которая предусматривает возможности взаимодействия мэрии с ТОС на период до 2010 года.
 
Однако такое положение дел встречается далеко не везде. Надо сказать, что действующий Федеральный закон № 131-ФЗ регулирует применение форм гражданского участия достаточно подробно и содержит нормы, обеспечивающие участие населения в осуществлении местного самоуправления даже в случае отсутствия необходимых региональных и муниципальных правовых актов в данной сфере.
 
Вместе с тем, следует отметить, что закон не свободен от недостатков и пробелов, которые в перспективе необходимо устранить посредством уточнения и дополнения его норм.
 
1. Совершенно по-новому, более широко, регламентируется Законом реализация территориального общественного самоуправления, но, к сожалению, не определяются формы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, за исключением того, что последние могут вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, а ведь перечень таких возможных форм шире.
 
Например, органы местного самоуправления могут передавать отдельные полномочия органам ТОС, могут принимать решения по согласованию с органами ТОС и т.д. Однако необходимо определить основные формы взаимодействия на федеральном уровне, поскольку на уровне муниципального образования они определяются не всегда корректно.
 
Так, иногда в уставах муниципальных образований можно встретить норму, согласно которой органы местного самоуправления и органы ТОС определяют сферу совместной компетенции. Но никакой совместной компетенции у этих органов быть не может в силу их различного характера. Если органы местного самоуправления обладают властными полномочиями, то органы ТОС такими полномочиями не обладают, и их деятельность   имеет лишь общественный характер. В силу этого органы ТОС не могут так же, как органы местного самоуправления, принимать властные решения.
 
2. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
Вызывает определенные сомнения правило Закона о том, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Данное условие делает отзыв депутатов и должностных лиц местного самоуправления на практике нереализуемым. Поэтому целесообразно снизить требования к числу избирателей, принявших участие в голосовании по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления для признания их состоявшимися.
 
3. Совершенно новой формой участия населения в решении вопросов местного значения является опрос граждан.
 
В Законе закрепляется, что в правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении такого опроса должны устанавливаться:
 
·         дата и сроки проведения опроса;
·         формулировка вопроса;
·         методика проведения опроса;
·         форма опросного листа;
·         минимальная численность жителей, участвующих в опросе.
 
Поскольку такая форма, как опрос, может быть проведена на территории небольшого сельского поселения, возникает вопрос: есть ли возможность у такого поселения разрабатывать на хорошем профессиональном уровне методику проведения опроса? Представляется, что в этом случае методическую помощь могут оказывать органы власти субъекта РФ. Возможно, что эту норму стоит внести в Закон.
 
Вместе с тем нельзя забывать и о том, что порядок реализации форм осуществления населением местного самоуправления должен определяться в уставе муниципального образования или ином местном нормативном акте. Задача местных органов – создать достаточную правовую базу для того, чтобы население могло пользоваться правом участия в решении вопросов местного значения.
 
В целом надо отметить, что при реализации Закона существуют и другие проблемы, которые касаются не только обеспечения участия граждан в решении вопросов местного самоуправления. Это и корректировка распределения компетенции между различными уровнями власти, повышение обеспеченности местных бюджетов финансовыми средствами. В органах местного самоуправления существует нехватка квалифицированных специалистов. Несомненно требуют совершенствования межбюджетные отношения с тем, чтобы дотации стимулировали органы местного самоуправления на повышение уровня экономического развития. Есть проблемы с повышением уровня налоговых доходов в местных бюджетах, в том числе путем решения вопросов администрирования. Существует блок вопросов, связанных с приватизацией непрофильного имущества, в том числе, помещений, которые арендует малый бизнес.
 
Надеюсь, что готовящиеся сейчас Министерством регионального развития РФ изменения и дополнения в Закон № 131-ФЗ устранят пробелы и недостатки по многим озвученным вопросам. В Государственную Думу РФ внесение указанного законопроекта планируется в мае.