Консолидация позиции государства при проведении экономических реформ
 
Основными задачами экономической политики России сегодня являются ускорение роста национальной экономики и повышение ее глобальной конкурентоспособности. Отставание в сфере развития новой экономики возникло в 70-е гг. ХХ в. из-за невнимания к новым тенденциям мирового развития. На сегодня оно приводит не только к снижению способности российской экономики конкурировать на мировых рынках, но и к снижению качества предоставляемых для общества и граждан услуг, отставанию в темпах роста человеческого капитала.
 
Существует два основных подхода к совершенствованию структуры экономики, повышению ее инновационной составляющей.
 
Первый предусматривает создание устойчивых экономических и правовых институтов, формирование благоприятного инвестиционного климата, то есть влечет улучшение положения всех экономических субъектов. Второй подход предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики, ее совершенствованию на основе стимулирования отдельных отраслей и предприятий.
 
Однако задача диверсификации экономики нашей страны требует оперативного разрешения. В то же время реализация первого подхода требует значительного периода времени, которого у нас нет. Сегодня привлечение инвестиций, например, в транспортную или энергетическую инфраструктуру невозможно без разработки системы государственных гарантий. Инвестирование в строительство кораблей и судов малопривлекательно для частного бизнеса, поскольку законы бизнеса требуют быстрого оборота средств. Инновационная активность в промышленности из года в год не меняется, производственные фонды активно обновляют лишь самые крупные и успешные компании. Объемы затрат на технологические инновации в предыдущие годы начали снижаться в реальном выражении и по доле к отгруженной продукции.
 
Таким образом, проведение ускоренной диверсификации требует более активного вмешательства государства. Именно государство может разработать долгосрочные инвестиционные программы на основе стратегических платформ развития.
 
Следует отметить, что данный подход не уникален и неоднократно находил применение в мировой истории. В 18-19 веках в Германии, России и других странах государство за свой счёт строило рудники, металлургические заводы, арсеналы, железные дороги, телеграфную связь и т. д. В послевоенный период консолидация позиции государства имела место в большинстве капиталистических стран (в Англии, Франции, Италии, Австрии, Западной Германии), что способствовало восстановлению отраслей с низким техническим уровнем, требовавшим огромных затрат на переоборудование.
 
В ряде азиатских стран (Южная Корея, Тайвань и другие) активная позиция государства в сочетании с эффективными экономическими решениями позволила провести успешную социально-экономическую и технико-технологическую модернизацию этих стран.
 
Инструментарий консолидации позиции государства включает в себя создание государственных корпораций и холдингов. В последние годы процесс их создания идет очень активно. Так, в 2007 г. было сформировано порядка 30 интегрированных структур, в частности, ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", ОАО "ЭйрЮнион".
 
Принципиально новым элементом в 2007 г. стало создание шести государственных корпораций: Внешэкономбанк, "Роснанотех", Фонд содействия реформированию ЖКХ, "Олимпстрой", "Ростехнологии", "Росатом". Их появление обусловлено тем, что при решении задач долгосрочного социально-экономического развития страны стали очевидны недостатки существующих инструментов реализации государственной политики. Например, несмотря на то, что в последние годы предприняты значительные усилия по повышению результативности реализации федеральных целевых программ, тем не менее ФЦП недостаточно эффективны для решения проблем, имеющих межведомственный характер, ограничены в плане поддержки долгосрочных проектов.
 
Выбор формы государственной корпорации позволяет упростить процедуры принятия решений, сократить сроки и расширить возможные направления реструктуризации государственных активов в промышленности. Преимуществом является сравнительно большая гибкость в расходовании средств, расширении возможных направлений их использования.
 
В настоящее время оценивать эффективность деятельности государственных корпораций и холдингов преждевременно. В частности, из числа госкорпораций полноценное функционирование начал только Фонд содействия реформированию ЖКХ. Очевидно, что в деятельности государственных компаний существуют риски недостаточной определенности целей и принципов их деятельности, неясности процедур формирования решений. Отдельно стоит вопрос обеспечения контроля деятельности таких компаний. От того, насколько детально процедуры контроля будут описаны в утверждаемых правоустанавливающих документах, зависит обеспечение сохранности государственного имущества и денежных средств, их целевого использования и соответствия фактической деятельности заявленным уставным целям.
 
В то же время, по моему мнению, перечисленные риски могут быть существенно снижены путем принятия стратегий деятельности государственных холдингов и корпораций, обеспечения транспарентности принципов и процедур принятия решений. Потребуется обеспечить сочетание инструментов государственного и гражданского контроля деятельности государственных компаний, усилить их публичность.
 
В целом реализация взвешенной и адекватной политики функционирования государственного сектора экономики позволит обеспечить эффективное решение стоящих задач ускорения роста национальной экономики и повышения ее глобальной конкурентоспособности.