На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О реформе местного самоуправления
 
Уважаемые участники конференции!
 
Уже не первый год идет реформа местного самоуправления, были приняты и действуют основополагающие законы, по-новому распределившие бремя полномочий и ответственности. В основном оценка результатов происходящих изменений сводится к тому, что направление было выбрано верное. Однако при реализации законодательства о местном самоуправлении возникает большое количество вопросов, проблем, требующих внимания со стороны государства.
 
В феврале этого года уже были проведены первые заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы. На этих заседаниях на самом высоком уровне обсуждались направления совершенствования действующего законодательства, регулирующего деятельность муниципалитетов, их взаимоотношения с государственной властью.
 
Одним из приоритетных направлений является оценка положения дел в бюджетно-финансовой сфере, поскольку в связи с завершением переходного периода важнейшей задачей является обеспеченность бюджетов органов местного самоуправления. Однако надо признать, что сегодня есть проблема адекватности оценки положения дел в этой сфере, поскольку нет общепризнанных оценочных критериев. Счётная палата и Министерство финансов, анализируя общую ситуацию с бюджетами муниципальных образований, приходят к различным выводам на основе одних и тех же исходных данных.
 
Много проблем существует во взаимоотношениях органов местного самоуправления с органами государственной власти. Они, среди прочего, обусловлены нормативной  неурегулированностью. Необходимо чётко определить зоны ответственности каждого уровня власти и механизмы распределения материальных ресурсов. Приоритетом будет совершенствование механизмов взаимодействия всех уровней власти при решении значимых вопросов, которые отрабатывались в рамках национальных проектов и которые получат дальнейшее продолжение. Соответственно необходимо определить механизмы реальной ответственности и органов государственной власти за выполнение своих полномочий, и органов местного самоуправления.
 
Российским муниципалитетам необходимы тысячи квалифицированных, энергичных специалистов. Сегодня уже есть поручение Председателя Государственной Думы о разработке программы содействия подготовке и продвижению кадров в сфере местного самоуправления. Была проведена определённая работа, Федеральным законом от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ предусмотрена возможность субъектов Российской Федерации финансировать подготовку муниципальных служащих, что раньше вызывало протесты со стороны прокуратуры. Кроме того, на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы, которое прошло 12 февраля, прозвучало предложение предусмотреть при уточнении федерального бюджета 2008 – 2010 годов дополнительные средства для обучения должностных и выборных лиц местного самоуправления.
 
Будет продолжена работа по совершенствованию межбюджетных отношений. Не секрет, что различия в налоговом, экономическом потенциале регионов и муниципалитетов сегодня огромны. Поэтому механизм дотирования, хотя он и вызывает многочисленные нарекания, будет использоваться и дальше. Но этот механизм тоже должен быть прозрачен и понятен. Должны использоваться справедливые формулы определения объемов дотаций и понятные условия их предоставления.
 
Дотации, кроме минимально необходимой части, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности, должны иметь большую стимулирующую составляющую. Она будет ориентировать органы местного самоуправления на повышение своего экономического уровня. Значительная часть дотаций должна быть поощрительной за достижение уровня собственного потенциала, превышающего среднероссийский или среднерегиональный, за достижение определенного уровня собственной налоговой базы.
 
К сожалению, прозрачные, понятные стимулы развития сегодня внедряются только в единичных регионах, но там они дают положительный результат. Если не будет системы мотивации местного самоуправления, мотивации населения, с тем чтобы люди стали чувствовать себя частью поселения, усилия государства не дадут необходимого эффекта, развитие будет тормозиться.
 
В этой части одно из направлений совершенствования института местного самоуправления – это выработка механизмов подотчётности органов местного самоуправления, прозрачности их для граждан с тем, чтобы жители каждого города, каждого населённого пункта чувствовали свою сопричастность к решению вопросов, связанных с их жизнеобеспечением.
 
Необходимо совершенствовать налоговую систему. К сожалению, сегодня она не обеспечивает каждый уровень бюджетной системы собственными доходами. Если в Европе в среднем доля местных налогов в местных бюджетах составляет от 30 до 45 %, то в России – это только 3-5%.
 
Обсуждаются предложения по совершенствованию механизма земельного налога, налога на имущество. Так, предлагается устранить многочисленные льготы. Есть огромные территории, которые могли бы служить источником доходов муниципальных бюджетов, но они выведены из-под налогообложения, в том числе и по причине отсутствия учета. Это влечёт бездумное, бесхозяйное использование этих земель. Поэтому все без исключения земельные участки должны быть учтены. После этого уже можно будет оценить, насколько различным федеральным органам необходимы соответствующие земельные участки для выполнения возложенных на них функций или эти земли следует включить в состав облагаемых земельным налогом.
 
Актуальным остаётся вопрос о возможности органов местного самоуправления администрировать местные налоги и сборы. Как известно, государственные налоговые органы работают в первую очередь на федеральный и региональный бюджеты. Что касается администрирования местных налоговых сборов, то сегодня во многих случаях ситуация неудовлетворительная. Учитывая, что местное самоуправление существует на уровне поселений, а налоговые инспекции стали межрайонными, то взаимоотношения руководителей межрайонных налоговых инспекций и глав местного самоуправления оставляют желать лучшего и не способствуют задаче повышения налогооблагаемой базы. Межрайонные инспекции на сегодняшний день не в состоянии ни предоставлять информацию, ни должным образом администрировать налоги, обеспечивая исполнение задач местного самоуправления.
 
Существует блок вопросов, связанных с передачей непрофильного имущества. Самый актуальный вопрос – это административные здания, помещения, которые арендует малый бизнес. Эти помещения должны быть проданы с аукционов, при этом финансовое преимущество, естественно, будет у крупного бизнеса. Поэтому уже и в Правительстве Российской Федерации постепенно приходят к мысли о том, что необходимо ввести норму, которая разрешала бы эту ситуацию. Как известно, несколько раз в Государственную Думу вносились законопроекты, устанавливающее преимущественное право арендаторов – представителей малого бизнеса на приватизацию арендуемых площадей. Эти проекты при рассмотрении отклонялись по разным причинам. Наконец, мы, депутаты, подготовили и внесли соответствующий законопроект, который был принят в первом чтении прошлой осенью и стоит в перечне приоритетных законопроектов на весеннюю сессию.
 
Есть отдельные технические проблемы. Например, были решены вопросы по передаче на местный уровень полномочий, связанных с воинским призывом, с регистрацией актов гражданского состояния, передано исполнение отдельных нотариальных действий. Но предстоит решить вопрос о регистрации граждан по месту жительства, поскольку не везде есть территориальные органы Федеральной миграционной службы.
 
В конце своего выступления хочется сказать о необходимости выработки технологии принятия решений, затрагивающих местное самоуправление. Отсутствие этой технологии приведет к тому, что законодательство о местном управлении у нас всегда будет страдать фрагментарностью, ведь каждый год и не по одному разу в закон вносятся уточнения, корректировки, которые иногда имеют разную направленность.
 
Если мы правильно выстроим систему взаимоотношений, будем использовать потенциал созданных совещательных органов, таких как Совет по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, Совет при Председателе Государственной Думы, заседания Центра социально-консервативной политики, то получим эффективно работающий механизм решения концептуальных вопросов. Например, в этом году в очередной раз планируется внесение в Государственную Думу очередного законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", которым будут вноситься изменения в закон № 131-ФЗ. Работа по его подготовке должна быть завершена в апреле. Поэтому имеет смысл сейчас активно поработать и еще до конца этого года, то есть до конца переходного периода, решить часть из имеющихся вопросов.

Версия для печати

« Назад