На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

Cоциальная политика государства в современных условиях  
    
Центр социально-консервативной политики проводит серию конференций, целью которых является обсуждение основных задач развития страны, как социальных, так и экономических. Подходы к решению имеющихся проблем в этих сферах существуют различные. Основной задачей конференций является выявление самых перспективных и осуществимых идей развития.
 
Сегодня проблемы бедности, социального расслоения требуют повышенного внимания государства. Оно должно доказать свою способность успешно решать такие вопросы. Именно эффективная социальная политика государства может обеспечить повышение качества жизни наших граждан.
 
Естественно, что реализация этой политики, с одной стороны, потребует значительных финансовых вложений, с другой стороны, экономика страны должна быть подготовлена к повышению доходов граждан, чтобы не допустить инфляционного всплеска. Иными словами, мы подразумеваем, что эффективная социальная политика и эффективная экономическая политика должны иметь один вектор развития.
 
Мы объявили основной целью деятельности Госдумы пятого созыва борьбу с бедностью, в первую очередь среди пенсионеров. Задачи, которые обсуждаются в Центре социально-консервативной политики, следующие. Обеспечить, чтобы минимальный размер оплаты труда и минимальная социальная пенсия достигли величины прожиточного минимума. Доход пенсионеров в каждом регионе не должен быть ниже регионального прожиточного минимума. Для этого предлагается разработать и принять особую государственную программу легализации заработной платы, поскольку без повышения оплаты труда не удастся создать фундамент социальных реформ.
 
Нужно поддержать участие работников в формировании накопительной части пенсии. В первом чтении принят проект закона, согласно которому на каждую внесенную на пенсионный счет тысячу рублей государство добавляет еще тысячу. Ко второму чтению предлагается предусмотреть участие работодателя в этом процессе, тоже внося тысячу рублей на пенсионный счет работника. При этом обсуждается возможность налоговых льгот для работодателей. В проекте закона предложена еще одна важная норма: если работник достиг пенсионного возраста, но не вышел на пенсию, то на каждую тысячу государство будет добавлять три тысячи.
 
Обсуждается закон о профессиональных пенсионных системах. Сейчас, когда человек работает на вредном производстве, прибыль получает работодатель, а ранний выход на пенсию оплачивает государство, а значит, в конечном итоге – все его граждане. Предлагается, что работодатели, которые создают условия труда, вынуждающие работников выходить на пенсию раньше, должны платить дополнительные пенсионные взносы в фонд. Для таких работников должны создаваться отдельные системы профессиональных пенсий.
 
Отдельный вопрос, который нужно поднимать: как сделать так, чтобы рост доходов населения, который нам удается обеспечивать, не был "съеден" инфляцией. За прошлый год очень существенно были увеличены пенсии, но вся прибавка была сведена на нет инфляцией, которая оказалась чрезвычайно высокой.
 
Особого внимания требуют бюджетники, так сказать, одна из социально незащищенных групп наших граждан. Есть предложения о разработке программ ипотечного кредитования, специального пенсионного обеспечения, наконец, есть проблема с получением бюджетниками санаторно-курортного лечения. Если эти предложения будут реализованы, то для работников бюджетной сферы это станет дополнительной социальной гарантией, повысит их престиж.
Уже более двух лет мы используем новые инструменты социальной политики – приоритетные национальные проекты. Можно привести конкретные примеры их успешной реализации. За два года реализации проекта "Образование" в конкурсе среди лучших инновационных общеобразовательных учреждений в Нижегородской области победителями стали 120 школ, которые получили по миллиону рублей. В частности, в 2007 году средняя общеобразовательная школа № 35, которая стала одним из победителей конкурса и получила 1 млн рублей, смогла на полученные из федерального бюджета деньги обустроить кабинет домоводства и танцевальный класс. Также за два года реализации проекта 400 педагогов Нижегородской области стали победителями проводимого конкурса лучших учителей и получили премии по 100 тыс. рублей. Это реальный шаг на пути повышения престижа профессии педагога. Наконец, в области с опережением были подключены к сети Интернет 100% школ – это колоссальная работа.
 
В ходе реализации нацпроекта "Здоровье" в Нижегородскую область было поставлено диагностическое оборудование  на общую сумму свыше 800 млн рублей. На 2/3 обновлен парк санитарного автотранспорта страны, в 2006-2007 годах для области было закуплено 328 санитарных автомобилей для станций "Скорой помощи". Подобные меры в области не проводились десятилетиями. Дополнительную диспансеризацию за два года прошли около 150 тыс. бюджетников Нижегородской области.
 
Приоритетные национальные проекты объективно показали, что они достаточно эффективны, позволяют оперативно решать вопросы материального обеспечения. Поэтому и в 2008 году мы продолжим работу по ним. Но все же нацпроекты – это только один из инструментов социальной политики. С их помощью мы смогли сделать то, что государство при наличии осознанной социальной политики и так должно было делать в течение прошедших полутора десятилетий. Очевидно, что на данном этапе эффективная социальная политика подразумевает не экстренное решение проблем, а сбалансированное и постоянное функционирование социальной системы.
 

Версия для печати

« Назад