На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 Выступления

О реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в Санкт-Петербурге
 
2006 год прошел во многом под знаком приоритетных национальных проектов. Впервые за долгие годы началось серьезное реформирование социальных сфер, в том числе здравоохранения. За год реализации проекта "Здоровье" имеются определенные результаты. Удалось преломить отрицательную динамику многих показателей: снижение младенческой смертности – на 6%, общей смертности почти – на 5%, общего числа инфекционных заболеваний – на 6%.
 
Партия "Единая Россия" принимает активное участие в реализации национальных проектов. Президент Российской Федерации сказал: "Национальные проекты – это проекты  "Единой России". Почему? Потому, что предложения и идеи "Единой России" стали основой национальных проектов. Потому, что законодательное регулирование национальных проектов обеспечила фракция "Единая Россия" в Государственной Думе. Партия взяла под свой контроль реализацию проекта "Здоровье" в целом. Многие механизмы, которые предусмотрены проектом, реализовывались в стране впервые, и, естественно, возникали определенные сложности. Благодаря постоянному мониторингу ситуации большинство вопросов удалось решить. 
 
Нам часто говорят: "Вы - правящая Фракция, и Вы ответственны за происходящее в стране". Но, как правило, об этом говорят только при обсуждении проблем. С тезисом об ответственности Партия "Единая Россия" согласна. Но и о достигнутых успехах мы тоже должны говорить как об успехах Партии.
 
Говоря о финансировании здравоохранения, необходимо отметить его очень серьезное увеличение. Если в 2004 году объем финансирования составлял почти 480 млрд рублей, в 2005-м - 650 млрд рублей, то в 2006 году по подсчетам он составит 860 млрд рублей, а в этом году планируется, что расходы на здравоохранение достигнут 1 трлн рублей. Безусловно, сумма средств, выделяемых на здравоохранение, является существенным показателем государственной политики. Конечно, не менее важным является правильный выбор направлений расходования этих средств.
 
Я сказала об общей работе Партии по национальным проектам, теперь хочу привести несколько примеров.
 
- Благодаря Партии удалось добиться повышения заработной платы с 1 июля 2006 года медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой медицинской помощи".
 
- В ходе реализации проекта была выявлена проблема участия в проекте федеральных ведомственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства и Российской академии наук. Благодаря Партии удалось решить этот вопрос. В федеральном бюджете на 2007 год предусмотрено около 273 млн рублей на денежные выплаты врачам и медсестрам, работающим в этих учреждениях, участвующих в оказании первичной медицинской помощи, но при условии размещения в них муниципального заказа.
 
- Существовала серьезная проблема с выплатами федеральных надбавок медицинским работникам первичного звена на малокомплектных участках. Этот вопрос был решен. Дополнительные выплаты этой категории врачей и работающим с ними медсестер производятся в случае обслуживания ими прикрепленного населения ниже установленных нормативов на 200 человек и занятия штатной должности в объеме не менее 1 ставки.
 
- Особого внимания заслуживают поставки в регионы диагностического медицинского оборудования и санитарного автотранспорта. По этим направлениям учитывались особенности местности каждого конкретного региона и потребности самого учреждения здравоохранения. Благодаря Партии было принято решение о поставках в сельскую местность не стационарных, а передвижных маммографов. Результаты поставок автотранспорта в регионы удивительны – автопарк "скорой помощи" России обновлен на треть! (Необходимо отметить, что еще в 2005 году в целом по стране износ медицинского оборудования, санитарного транспорта составлял 65%, а в сельской местности – около 80%.) В 2006 году в федеральном бюджете на приобретение медицинского оборудования для учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга было предусмотрено 193,5 млн рулей, на закупку санитарных автомобилей для служб "скорой помощи" – 50 млн рублей. В 2007 году на приобретение диагностического оборудования за счет средств федерального бюджета предусмотрено 236 млн рублей.
 
- Кроме санитарных автомобилей повышенной проходимости в 2007 году для северных территорий планируется закупить санитарный автотранспорт на гусеничном ходу.
 
Безусловно, существует еще не мало проблем в здравоохранении, которые необходимо решать. Сделать это за один год невозможно. Это очевидно для всех, в том числе для специалистов. Но важно, что найден путь создания благоприятных условий для выхода из сложившейся ситуации. Повышена оплата труда медицинских работников первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов, скорой медицинской помощи, за счет мероприятий по диспансеризации работающих граждан удалось в определенной степени решить вопрос повышения зарплаты узким специалистам. Благодаря введению программы родовых сертификатов повысился уровень доходов медицинских работников женских консультаций и роддомов.
 
В 2006 году 68 петербургских учреждений родовспоможения получили через Фонд социального страхования более 200 млн рублей.
 
Почему в рамках национального проекта было принято решение в отношении первичного звена здравоохранения? Потому, что главная задача ближайших 2 лет – повышение  качества медицинской помощи и изменение ситуации именно в первичном звене. На конец 2005 года сложилась ситуация, при которой поликлиники оказались укомплектованы врачами менее чем наполовину, а на селе – вообще только на треть. Средний возраст врачей первичного звена – 52 года. 30 – 35% врачей участковой службы проходили переподготовку пять лет назад. А ведь именно участковый врач находится в постоянном контакте со своими пациентами, предупреждает заболевания, не дает болезни развиться до стадии, которая требует сложного или дорогостоящего лечения, а иногда навсегда лишает человека возможности жить полноценной жизнью.
 
В 2006 году в Санкт-Петербурге заработная плата врачей участковых составила от 18 до 21,5 тыс. рублей, врачей общей практики - от 19,5до 23,5 тыс. рублей, медсестер участковых врачей - от 11 до 13,5 тыс. рублей,  - медсестер врачей общей (семейной) практики - от 12 до 15 тыс. рублей.
 
В результате впервые за много лет в Петербурге отмечен рост числа участковых врачей и заполнены все вакансии педиатров.
 
В целом по России количество врачей участковой службы увеличилось по сравнению с 2005 годом с 56 до 73 тыс., а медицинских сестер – с 59 до 81 тыс.
 
Конечно, повышенное внимание первичному звену – это лишь первый этап системных мероприятий по модернизации здравоохранения. 
 
- В 2007–2009 годах усилия будут направлены на борьбу с основными причинами высокого уровня смертности в нашей стране: сердечно-сосудистыми заболеваниями, травмами и отравлениями, а также на снижение младенческой и материнской смертности. Для этого предусмотрено создание медицинских центров, обновление оборудования амбулаторно-поликлинических и стационарно – поликлинических учреждений, включая женские консультации, а также совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Эти меры предполагают повышенное внимание к врачам-специалистам. Объемы финансирования мероприятия по оказанию высокотехнологичной  медицинской помощи населению в этом  году увеличены в 4 раза по сравнению с прошлым голом и составляют 17,5 млрд рублей.
 
Если 2006 год стал годом практической реализации национальных проектов, то в 2007 году можно будет увидеть результаты достижения конечных целей проекта - повышение доступности и качества медицинских услуг. Именно поэтому очень важно в ближайшее время разработать и принять соответствующую систему показателей качества, оценки результативности работы врачей и медсестер, получающих федеральные выплаты. Учитывая то, что выплаты осуществляются из федерального бюджета – решить этот вопрос необходимо на федеральном уровне, закрепив возможность определения конкретных критериев оценки качества оказываемой медицинской помощи, за субъектами РФ исходя из особенностей и картины состояния здоровья населения каждого региона.
 
Партия "Единая Россия" со своей стороны будет обеспечивать мониторинг не только промежуточных, но и конечных результатов проекта. Региональные отделения Партии также примут непосредственное  активное участие в этой работе.

Версия для печати

« Назад