По проекту федерального закона № 329216-4
"О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации"

На рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
 
Законопроект направлен на обеспечение стабильности инвестиций в российскую экономику, укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы страны и стимулирование размещения холдинговых компаний в Российской Федерации.
 
Для достижения поставленных целей законопроектом предусматривается возможность применения налоговой ставки 0 % при обложении налогом на прибыль дивидендов, получаемых российскими организациями в результате стратегического инвестирования в российские и иностранные компании.
 
В целях недопущения использования предлагаемого механизма для уклонения от уплаты налогов возможность применения льготной налоговой ставки обусловлена двумя требованиями.
 
Первое. Длительный срок владения долей в уставном капитале источника дивиденда – с момента приобретения права собственности на долю в уставном капитале до даты принятия решения о выплате дивидендов должно пройти не менее 1 года.
 
Второе. Участие организации в уставном капитале источника дивидендов должно быть крупным. Законопроект предусматривает три случая, дающие право на применение налоговой ставки 0%:
 
· доля в уставном капитале источника дивидендов в размере не менее, чем 50% - это первая ситуация;
 
· владение производными финансовыми инструментами, дающими право на получение не менее чем 50 % от общей суммы выплачиваемых дивидендов;
 
· если стоимость приобретения доли в уставном капитале или производных финансовых инструментов составила более 1 млрд рублей, но не менее 1 процента от уставного капитала источника дивидендов – это третий случай.
 
Данные требования позволяют ограничить применение предлагаемого механизма только случаями стратегического, долгосрочного инвестирования.
 
В случае, когда источником дивидендов является иностранная организация, льготная налоговая ставка может быть применена, только если налоговая ставка при обложении доходов этой иностранной организации в соответствующем государстве составляет не менее 2/3 от базовой ставки налога на прибыль в Российской Федерации. При этом не менее 50 % выручки иностранного источника дивидендов должно быть получено от реальной деятельности, то есть от деятельности, не связанной с продажей ценных бумаг и производных финансовых инструментов, получением платежей по лицензионным договорам (роялти), дивидендов и процентов по предоставленным займам. Эти положения направлены на недопущение уклонения от налогов с использованием оффшорных компаний, не осуществляющих  реальной деятельности.
 
Есть исключение. Если всю выручку иностранного источника дивидендов также составляют дивиденды, полученные от стратегического инвестирования в третью организацию, и ставка налогообложения в государстве этой третьей организации также составляет не менее 2/3 от базовой ставки налога на прибыль в Российской Федерации.
 
Если при получении российской организацией дивидендов перечисленные условия не будут соблюдены, предлагается установить налоговую ставку в размере 9 %. Действующий налоговый кодекс такую ставку предусматривает только в отношении дивидендов, получаемых от российских организаций, а при получении дивидендов от иностранных источников ставка налога на прибыль составляет 15 %.
 
Предложенные меры позволяют создать благоприятные условия налогообложения при размещении головных организаций производственных холдингов в Российской Федерации, снизить мотивацию использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов.
 
Кроме этого, законопроект содержит положения, направленные на устранение дисбаланса при налогообложении дивидендов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. В настоящее время получаемые ими дивиденды облагаются по ставке 30 %, тогда как с дивидендов, получаемых иностранными организациями от российских источников, налог удерживается по ставке 15 %. Предлагается установить в отношении указанных физических лиц также налоговую ставку в размере 15 %.
 
В целях облегчения налогового администрирования и избежания неправильного толкования норм порядок определения суммы налога, удерживаемого организациями – налоговыми агентами, изложен в виде формулы.
 
С учетом изложенного прошу поддержать законопроект при его рассмотрении в первом чтении.