Об улучшении демографической ситуации в России
 
Демографическая ситуация в России является неблагоприятной. С 1993 года естественная убыль населения составляет от 700 до 900 тысяч человек ежегодно. К 1 июля этого года численность населения составила  более 142 миллионов человек. Особенностями демографической ситуации в России являются низкая рождаемость, высокий показатель смертности и уменьшение миграционного прироста. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2005 год в дорожно-транспортных происшествиях погибло 40 тысяч человек, отравления, случайные отравления алкоголем - унесли жизни порядка 36 тысяч человек. Количество самоубийств в Российской Федерации составляет 46 тысяч человек, убийств - 35 тысяч человек. Показатель ожидаемой продолжительности жизни населения страны в настоящее время составляет 65,5 года (в 2001 году - 65,9 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 13 лет меньше, чем женщин: женщины в среднем живут до 72 лет, мужчины – до 59. Среди стран мира Россия по средней продолжительности жизни мужчины занимает 136-е место, по средней продолжительности жизни женщины – 91-е.
 
10 мая этого года Президент в Послании Федеральному Собранию определил улучшение демографической ситуации в стране приоритетным направлением деятельности органов государственной власти на ближайшие годы. Сформулированные в Послании направления деятельности условно можно объединить в три крупных блока: снижение смертности, стимулирование рождаемости и эффективная миграционная политика. По каждому из этих направлений предусмотрен комплекс мероприятий.
 
С целью снижения смертности предполагается реализация программы безопасности движения, мероприятий по пресечению ввоза и производства внутри страны суррогатной алкогольной продукции.
 
Для повышения рождаемости предполагается реализовать следующие мероприятия.
 
Во-первых, увеличить размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. 8 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении соответствующий проект федерального закона. Этот законопроект предполагает установить минимальный размер пособия в размере 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующих детей. Для работающих женщин размер пособия может быть больше минимального. Для этой категории женщин размер пособия определяется в 40-процентном соотношении к среднему заработку за 12 месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей с учетом районного коэффициента. Кроме того, предполагается изменить круг получателей этого пособия. Впервые ежемесячное пособие по уходу за ребенком устанавливается для неработающих женщин. Предусматривается введение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в любой вид замещающей семьи (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8 000 рублей. В начале октября планируется рассмотреть этот законопроект во втором чтении, третье чтение также пройдет быстро.
 
Во-вторых, предполагается предоставить в распоряжение мамы базовый материнский капитал. В настоящее время ведется подготовка к внесению в Государственную Думу соответствующего проекта федерального закона, регулирующего эти вопросы. Предусматривается, что с 1 января будущего года территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации начнут регистрацию возникновения права и учет лиц - получателей базового материнского капитала. Размер базового материнского капитала предполагается установить в сумме 250,0 тыс. рублей. Выплаты базового материнского капитала будут производиться начиная с 2010 года. Предполагается, что полученным капиталом женщина может распоряжаться после достижения ребенком трехлетнего возраста или по прошествии трех лет с даты усыновления ребенка. Обсуждается, что право распоряжения капиталом может быть передано отцу ребенка в случае потери такого права матерью.
 
В-третьих, в области детского дошкольного воспитания предполагается компенсировать затраты на посещение ребенком детского учреждения в следующих размерах:  за первого ребенка на сумму, равную 20%, за второго – 50%, за третьего – 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения.
 
В-четвертых, реализовать мероприятия по стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой части первый шаг уже предпринят: предполагается введение нового вида государственного пособия - единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в любой вид замещающей семьи. Об этом я уже говорила. Предполагается также увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тыс. рублей; увеличить заработную плату приемному родителю до 2,5 тыс. рублей ежемесячно.
 
В-пятых, предполагается увеличить стоимость родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тысяч рублей, а стоимость сертификата в родильном доме – с 5 до 7 тысяч рублей и принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечить роддома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.
Направлениями миграционной политики России являются оказание содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа, упрощение системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации.
 
Однако необходимо отметить, что решение данных проблем невозможно только на федеральном уровне: органы государственной власти субъектов Российской Федерации также должны предусмотреть реализацию мероприятий в области демографии. Считаю, что проведение сегодняшнего и подобного рода мероприятий является очень важным шагом в направлении улучшения демографической ситуации в Сибири и в России в целом.