На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Новации закона о банкротстве

"Континент Сибирь" № 15 - 22.04.05

Деловой еженедельник "Континент Сибирь" открывает новую рубрику "Корпоративные тайны", в которой будут освещаться новации профильного законодательства, основные проблемы акционерных отношений, а также будут даваться практические рекомендации по построению корпоративных отношений. Особое место в акционерном праве занимают вопросы банкротства. Изменения в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" комментирует депутат Госдумы, член Комитета по собственности Лиана Пепеляева.

- Действующий ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вызывает немало вопросов. Сложность в его применении связана не только с появлением новых положений, например, института саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО), но также с наличием неточностей в законе, непроработанностью отдельных его положений. В настоящее время Правительством в Госдуму внесен пакет законопроектов, направленный не только на изменение ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но и на изменение других нормативных правовых актов (ГК РФ, УК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях). Недавно Комитет ГД по собственности рекомендовал к принятию в первом чтении пять законопроектов. Кратко их прокомментирую.

1. Законопроект "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уточняет процессуальный статус и полномочия СРО, порядок формирования ее компенсационного фонда, ответственность за действия (бездействия) арбитражных управляющих, регулирует вопрос перехода арбитражного управляющего из одной СРО в другую. Также законопроект уточняет отдельные положения, касающиеся финансового оздоровления, внешнего управления, упрощенных процедур банкротства (ликвидируемых и отсутствующих должников). Например, предлагается внести дополнения в ст. 228 закона, согласно которым при принятии решения арбитражным судом о признании должника отсутствующим представление трех кандидатур арбитражных управляющих не производится. СРО представляет одну кандидатуру на должность арбитражного управляющего, которая утверждается арбитражным судом. Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего отсутствующего должника не производится. Кроме того, законопроектом устанавливается порядок выплат кредиторам первой очереди денежных средств за причинение вреда жизни и здоровью, если указанные лица не застрахованы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Законопроект "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" касается вопросов допуска арбитражного управляющего к государственной тайне. Предлагается установить наличие допуска к гостайне при представлении кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения арбитражным судом как одно из необходимых требований в случае, если исполнение обязанностей арбитражного управляющего связано с использованием сведений, составляющих гостайну. Кроме того, законопроект определяет порядок получения арбитражным судом и СРО арбитражных управляющих сведений о наличии государственной тайны в деятельности предприятия-должника. Важность этого законопроекта связана с тем, что в процедурах банкротства удельный вес предприятий-должников, в деятельности которых имеются сведения, составляющие гостайну, достаточно велик. Предлагаемые изменения в закон позволят должникам, попавшим в сферу действия ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обеспечить защиту этих сведений.

3. Законопроект "О внесении изменений в ГК РФ и в Бюджетный кодекс РФ" приводит положения ГК РФ, устанавливающие очередность удовлетворения требований кредиторов и определяющие круг юридических лиц, к которым допускается применение процедур банкротства, в соответствие с нормами ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Законопроектом предусматривается внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым, в частности, основания, сроки, способы и порядок исполнения обязательств перед РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием, а также размер процентов, штрафов и пеней за неисполнение обязательств в случае возбуждения дела о банкротстве определяются в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

4. Законопроект "О внесении изменений в часть первую НК РФ и в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" направлен на устранение противоречий между указанными нормативными правовыми актами по вопросам реализации таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление и мировое соглашение. В частности, законопроект предусматривает уточнение порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов налогоплательщиками в процедурах банкротства, увеличение срока предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов.

5. Законопроект "О внесении изменений в УК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях" уточняет отдельные положения о преднамеренном и фиктивном банкротствах, а также о неправомерных действиях при банкротстве. Так, предлагается внести изменение в ст. 195 УК РФ, предусматривающее дополнение ответственностью за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, когда на него возложены функции руководителя организации-должника и ответственностью за сокрытие информации об имущественных обязательствах должника. Предлагается увеличить максимальный срок лишения свободы за неправомерные действия при банкротстве с 2 до 3 лет. Предлагается составы преступлений (фиктивное и преднамеренное банкротство) привести в соответствие с положениями ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, законопроект устанавливает увеличение ответственности за преднамеренное и фиктивное банкротство посредством увеличения размера взимаемого штрафа. Аналогичные изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях. Отграничение уголовной и административной ответственности зависит от размера ущерба. К сфере уголовной ответственности указанные составы будут относиться в случае причинения крупного ущерба.

В последнее время вопросам преднамеренного, фиктивного банкротства уделяется пристальное внимание, поскольку в результате таких действий страдают в первую очередь кредиторы должника, требования которых не удовлетворены. Вышеуказанные изменения позволят создать дополнительный механизм защиты кредиторов.


Версия для печати

« Назад