На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

В детдоме хорошо, а в семье – все же лучше

"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" № 7 – 18.02.05

В Новосибирской области активно развивается институт приемной семьи.

Как бы хорошо ни жилось детям в детских домах или школах-интернатах, а условия там зачастую лучше, чем в иных семьях, только 5–10 процентов выпускников этих учреждений находят себя в жизни. И причину такого положения специалисты видят только в одном – эти дети не проходят практику нормальной семейной жизни.

Одной из форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мнению специалистов, может стать приемная семья. Недавно по инициативе депутата Госдумы Лианы Пепеляевой в Искитиме по этой проблеме прошла встреча за "круглым столом", в которой приняли участие все заинтересованные стороны: представители управления образования, органов опеки и попечительства, приемные родители.

Надо признать, что ситуация в стране в последние годы складывалась не в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И это при том, что с каждым годом детей, чьи родители лишены родительских прав, становится все больше. В нашей области за последние десять лет их число увеличилось в пять раз.

Сегодня в Новосибирской области  12,5 тысяч детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Обеспечить им нормальный способ будущего существования, реабилитацию, адаптацию – задача непростая. Открытие новых детдомов, приютов, домов ребенка, считают специалисты, вряд ли будет выходом из положения. Единственный верный и правильный путь – ввести ребенка в семью, обеспечив ему тем самым практику семейной жизни. Наше законодательство предполагает различные формы такого жизнеустройства.

Что, казалось бы, может быть лучше для ребенка, чем его усыновление? Однако при всей приоритетности эта форма не получила большого распространения. При том, что ежегодно выявляется порядка трех тысяч сирот, только 500 из них находят себе новых "настоящих" родителей. И 40 процентов из них – иностранцы, которые усыновляют в основном детей-инвалидов, хроников, для которых в нашей стране "светят" в лучшем случае дома-интернаты (к слову, открой государство все "шлюзы" в нормативной базе, иностранных родителей стало бы в несколько раз больше). А в число российских усыновителей входят и те, кто официально усыновил детей супруги или супруга, вступив в брак. Став усыновителем, россиянин лишается всяческой поддержки государства, помощь ему даже заявительного характера запрещена. Во всем "виновата" тайна усыновления, которая по большому счету нужна скорее взрослым, чем ребенку. Не секрет, что в большинстве случаев тайное все равно становится явным – "доброхоты" постараются, и душевная травма, которую получает ребенок, может не заживать долгие годы. В Европе, к примеру, уже давно отошли от такой практики: тайн из усыновления не делают и усыновители получают солидные налоговые льготы, исчисляемые даже не десятками, а сотнями тысяч долларов.

Самая массовая форма – опека и попечительство, под нее сегодня попадают около 60 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей. Но и эта система, считает заместитель начальника управления образования области Александр Митрофанов, требует серьезной корректировки. Взяв на воспитание сироту, по зову сердца или крови, опекун или попечитель имеет в своем "активе" лишь пособие на ребенка (в размере от 2800 до 3100 рублей в зависимости от возраста), остальные же проблемы становятся только его собственными. В настоящее время в стадии разработки находится областной закон об опеке и попечительстве, который, видимо, расставит многие точки над "i".

Приемная семья, как форма устройства жизни ребенка, в нашей области появилась недавно. Собственно и по стране два года назад их было всего 600, в основном в Cамарской области. Активно же эта форма  стала развиваться после принятия областного Закона "Об оплате труда приемных родителей". Кстати, в Новосибирской области труд приемных родителей оценен значительно выше, чем в других регионах России. На сегодня зарплата приемного родителя соответствует 14-му квалифицированному разряду с 40-процентной надбавкой. Кроме того, работа по договору (а именно по такому принципу построены взаимоотношения приемных родителей с государством) дает право на пенсионное обеспечение (конечно, в случае уплаты страховых взносов). У приемной семьи сохраняются льготы по жилищно-коммунальному обслуживанию, обеспечению лекарствами, учебниками.

На начало 2003 года в области было 10 приемных семей; сегодня папой или мамой работают более 100 человек. В приемных семьях воспитываются 300 детей. Арифметически это эквивалентно числу воспитанников двух детских домов.

Без сомнения, теми, кто решился согреть теплом своей души чужого, и чаще всего неблагополучного, маленького человечка, движет не только возможность дохода (в среднем приемный родитель получает ежемесячно 5 тысяч рублей, что, к примеру, для сельской местности является очень приличным заработком). Хотя среди приемных семей есть и такие, кто своими вопросами ставит в тупик работников органов опеки: "А если мы возьмем еще двоих, вы нам квартиру дадите?" Большинство же приемных пап и мам, как они сами признаются, каждого своего воспитанника "пропускают" через себя, "прирастают" к ним. И такая забота неизмерима никакими суммами. Непонятно по каким причинам, но приемные семьи вызывают порой неоднозначное отношение к себе со стороны окружающих: всегда находятся любители посчитать чужие деньги. Однако сами приемные родители относятся к этому философски, памятуя о том, что на чужой роток не накинешь платок.

"Меня соседи-односельчане иногда вроде как стыдят, мол, заставляешь детей работать, - поделилась Надежда Григорьевна Оптовка из Красногорска Мошковского района. – Да, они у меня трудятся. А как же иначе готовить их к взрослой жизни? На первых порах мои девочки-подростки, например, не знали самого элементарного: как постирать, погладить, что-то посадить в огороде, зато теперь какие заготовки делают! Мы не только трудимся, но и отлично отдыхаем: на природе, с шашлыками".

Надежда Григорьевна – пример истинной подвижницы. И не только потому, что приютила у себя пятерых девчонок и мальчишек. Своих подопечных Надежда Григорьевна воспитывает одна, без мужской поддержки (еще в тридцать лет она осталась вдовой). Первая приемная дочь у Надежды Оптовка появилась, когда собственная младшенькая вышла замуж и "вылетела" из родительского гнезда. "В пустой дом идти не хотелось,  – вспоминает Надежда Григорьевна. – А тут еще с работой стали проблемы – совхоз, где работала агрономом, распался. Сначала взяла девочку только погостить, на 2-3 дня. А потом та и сама не захотела уходить. Что ребенок видел, живя с пьяницей-отцом? А здесь книжки, игрушки и еда в достатке". Чуть позже в семье появились еще два человека. "Сестрам Ольге и Арине было 13 и 15 лет, и я немного побаивалась, слажу ли с ними", - откровенничает Надежда Григорьевна. – Сначала ничего по дому не разрешала делать, да и они не умели, а теперь девушки мне помощницы во всем". Пятилетний Вова и семилетний Илья семью обрели в апреле прошлого года. Больше всего Надежду Григорьевну поразили их игры друг с другом в алкашей. Период адаптации малышей тоже прошел быстро, и уже через пару месяцев они стали называть ее мамой. "У меня большое хозяйство, огород, есть автомобиль – живем в достатке, дети ни в чем не нуждаются. Я бы еще одну девочку взяла, – говорит приемная мама. – А воспитывать детей в приемной семье можно только личным примером".

Вера Петровна Хорошун из Усть-Каменки Тогучинского района привезла на встречу альбом с фотографиями приемной дочки. "Ни одного часа не пожалела, что взяла, – замечает мать четверых собственных детей. – Хотя трудностей было немало". Маша пошла в школу только в 10 лет, обучение девочке, обремененной букетом хронических болезней, дается нелегко. "Главное, вырастить ее человеком, приспособленным к жизни, – говорит Вера Петровна. – А проблемы? Очень необходимы советы и консультации профессионалов: психолога, юриста, логопеда, а то все больше в собственном соку приходится вариться".

История приемной семьи Евгении Николаевны Исаевой из села Усть-Чен Искитимского района подобна многим. Собственные дети выросли, а потенциал материнской любви, заботы остался нерастраченным. В ее семье воспитываются четверо приемных детей: мальчики 10 и 13 лет и девочки-двойняшки по 15 лет. "Особенно тяжело было сначала с близнецами, к тому же они девушки уже почти взрослые, сформировавшиеся, –  рассказывает Евгения Николаевна. – Я хоть сама педагог и психолог, но сразу почувствовала, что знаний по общению и воспитанию не хватает. Начала "рыться" в литературе, консультироваться с районным психологом, психиатром. Даже, грешным делом, подумала, хоть бы приболели: буду за ними ухаживать и это нас сблизит. Так и получилось. С мальчишками было проще, контакт нашли быстро. Я "растекаюсь", когда один из мальчишек встречает меня радостно у порога: "Мама пришла!". Мой собственный сын был более сдержанным в эмоциях. Думаю, нас с мужем приемные сыновья будут в старости докармливать".

Конечно, признаются приемные родители, не все в их взаимоотношениях с приемными детьми бывает безоблачно. Да и общих проблем хватает. Сложно, к примеру, взять в банке ссуду. Как-то бы упорядочить медицинское обследование детей, позаботиться об их оздоровлении. Специалисты управления образования также признают, что пока имеются некоторые пробелы в организации приемных семей: отсутствие партнерских отношений с органами опеки, иногда непонимание с обеих сторон, их разобщенность – каждая семья варится в собственном соку. Кстати, и на государственном уровне многое недорабатывается в отношении приемных семей. Так, практически не работают такие льготы для детей, как прием без конкурса в вузы, выплата стипендии, что положено по закону.

Очень скоро в Новосибирске откроется "Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где приемные родители смогут получить ответы на многие вопросы, проконсультироваться со специалистами, поделиться друг с другом опытом и, наконец, просто пообщаться.

Перспективы у приемной семьи есть, и в ближайшие год-два, по прогнозам специалистов, их нынешнее число может возрасти в два раза.

Любовь ЩЕРБАНЕНКО


Версия для печати

« Назад