На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Лиана Пепеляева: В законодательной деятельности без статистики не обойтись

sploshnoe-nabludenie.ru - 02.06.11

В России проходит сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса – самая масштабная и подробная бизнес-перепись этого сектора за последние 10 лет. В ходе обследования будет собран обширный массив производственных и финансовых показателей. О значении статистики в законотворческой работе и государственной поддержке предпринимательской сферы рассказывает заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Лиана ПЕПЕЛЯЕВА.

– Используете ли Вы в своей деятельности статистическую информацию и как планируете использовать итоги сплошного наблюдения в деятельности Вашего Комитета? Какой информации о секторе МСБ недостаточно в данный момент?

– В законодательной деятельности, в работе Комитета по финансовому рынку без статистики не обойтись. Практически любой законопроект сопровождается аналитическими, статистическими данными, экспертными оценками. Понятно, что такая информация должна быть максимально объективной.

Известно, что многие из зарегистрированных субъектов малого бизнеса в действительности не работают. Чтобы определять эффективные меры поддержки таких субъектов, важно понимать, какова реальная картина: структура бизнеса, количество малых предприятий и другие данные. Сегодня этим субъектам оказывается серьезная государственная поддержка. И важно анализировать ее эффективность.

– Можно ли сегодня говорить о том, что в России сформирован сегмент рынка финансовых услуг для малого бизнеса? Насколько имеющаяся финансовая инфраструктура справляется с этой задачей? Что предстоит еще сделать, в том числе, в разрезе законотворческой работы?

– Рынок финансовых услуг для малых и средних предприятий в России есть. На нем работают не только банки, но и различные фонды, финансовые компании. Другой вопрос – насколько он развит и насколько он отвечает потребностям бизнеса, государства, финансовых структур. В этом плане ситуация не выглядит безоблачно. Некоторые эксперты отмечают перекос в сторону мер господдержки, которые не всегда стимулируют предприятия работать эффективно. Другие говорят о том, что сам бизнес зачастую не готов вкладывать серьезные средства в свое развитие. Так, согласно апрельскому докладу Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в 2010 году при росте оборотов малых предприятий (средние и микро-предприятия не были учтены) наблюдалось падение объема инвестиций в основной капитал – на 6%.

Помощь малому и среднему бизнесу остается в числе важнейших направлений деятельности органов государственной власти. В приоритетах Правительства России – сокращение административных барьеров, поддержка создания промышленных площадок, технопарков, где выстраивается инфраструктура для развития бизнеса (в первую очередь инновационного). Оптимизация налоговой нагрузки – тоже важный вопрос. Сейчас, как вы знаете, изучается возможность снижения ставок страховых платежей. Малый и средний бизнес оказался в непростой ситуации в связи с их повышением, но мы рассчитываем, что ситуация изменится. Правительство готовит свои предложения. Вероятно, надо менять структуру малого бизнеса. Сейчас у нас перекос в сторону торговых предприятий, необходимо наращивать объемы в сфере промышленности и услуг. Кроме того, продолжаются программы государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Сейчас готовятся изменения в программу этой поддержки на 2011 год: она будет предусматривать и новые формы поддержки – например, поддержку инновационных компаний при выходе на биржу.

– Как изменились в посткризисный период отношение и требования банков к заемщикам из числа малого и среднего бизнеса? Как Вы охарактеризуете ситуацию с доступностью финансовых ресурсов для данного сектора экономики?

– Банки стали осторожнее, но в сравнении с периодом кризиса политика выдачи кредитов малому и среднему бизнесу делается более гибкой. К примеру, Сбербанк упростил подход к кредитованию небольших предприятий. По словам представителей банка, решение о выдаче кредита принимается на основе информации о бизнесе заемщика с учетом его специфики. Была внедрена новая линейка кредитных продуктов. В ряде регионов упростились подходы к реструктуризации ссуд. Так, отменено условие об увеличении процентной ставки по реструктуризируемому кредиту на 2 %.

Важно, что на рынке снова началась конкуренция за заемщика, а значит, последуют еще большее снижение ставок и смягчение условий кредитования. Думаю, что значительную роль в этих процессах сыграла поддержка органов власти, в том числе региональных. В субъектах РФ созданы гарантийные фонды, которые выдают поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства при кредитовании. В Новосибирской области такой фонд в конце 2010 года сотрудничал с 12 банками-партнерами. Общий лимит поручительств составил более 3 млрд руб. Кроме того, в регионе действует фонд микрофинансирования. Фонд предоставляет займы в размере до 1 млн руб. на срок от 3 до 12 месяцев по ставке не более 10% годовых. Коммерческие банки предлагают кредиты в основном под 14-20% . Наметилась активизация лизинговых и факторинговых компаний.

В период кризиса доступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам сократился. Однако сегодня мы наблюдаем противоположную тенденцию. Согласно статистике Банка России, кредитование этого сектора растет. Так, по данным на 1 апреля 2011, общий объем выданных кредитных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства составил более 1 трлн руб. (1 182 374 млн руб.). На такой же период прошлого года этот показатель составлял почти 852 млрд руб. (851 733 млн руб.), в апреле 2009 – около 637 млрд руб. (636 746 млн руб.) Тенденция к росту очевидна.

Ряд экспертов отмечает: объем кредитования сектора малого и среднего бизнеса составляет около 10% всех корпоративных кредитов, при этом доля просроченных платежей в данном сегменте – 15-20%. В числе причин называют условия кредитования, которые зачастую невыгодны таким бизнесам. Например, банки не соглашаются менять стандартные условия кредитного договора, которые могут быть обременительными для бизнесменов. Это может быть право банка в одностороннем порядке повышать процентные ставки или что-то иное. Такие проблемы решаются в судебном порядке, и есть прецеденты, когда решение выносится в пользу бизнесменов.

В целом можно сказать, что сложности с доступом к финансовым ресурсам есть, но в то же время возможностей становится больше.

– В 2008 году был принят федеральный закон «Об особенностях порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности…». Как сегодня выполняется данный закон в регионах, и как Вы оцениваете его роль в развитии сферы предпринимательства в России?

– Есть информация, что на февраль 2011 года по всей стране было выкуплено 17 000 помещений в рамках «льготной приватизации». Это меньше, чем мы рассчитывали. В разных регионах своя специфика реализации закона. Например, в Москве он просто не работает, потому что там слишком маленький предельный размер выкупаемого помещения – 100 кв. м. В Санкт-Петербурге за 2009-2010 годы было продано более 1300 помещений. В Свердловской области в 2009 году было подано 26 заявок, в 2010 – 10, в 2011 – ни одной.

Такую ситуацию связывают, прежде всего, с кризисом, из-за последствий которого платежеспособность бизнеса уменьшилась. Есть и другие проблемы, мешающие достигнуть цели закона. Потому и его вклад в развитие сферы малого бизнеса пока оценить непросто. Знаю, что Комитет Госдумы по собственности совместно с Правительством РФ планирует разработать поправки к закону. Предположительно, они будут касаться порядка проведения оценки имущества, увеличения срока выкупа помещения и др. Надеюсь, что в итоге закон начнет полноценно работать. В перспективе он может сыграть огромную роль в развитии малого бизнеса в России.

– Развитие предпринимательского сектора является стратегической целью сплошного статистического наблюдения. На Ваш взгляд, повлияют ли итоги обследования на позицию государства в отношении малого и среднего бизнеса?

- Считаю, что итоги сплошного наблюдения необходимо будет учитывать при формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего бизнеса.
 


Версия для печати

« Назад