На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

 

Быть профессионалом – значит  много  работать

"Люди дела" № 7 – июль 2004 г.

- Лиана Витальевна, как давно Вы в политике? И почему в свое время решили заниматься именно этим?

По образованию я – юрист, долгое время работала адвокатом. В течение пяти  лет возглавляла "Сибирскую юридическую контору". Но  в определенный момент   почувствовала, что мне удалось себя реализовать в этой профессии, захотелось попробовать себя в чем-то другом. А почему именно политика? По-моему,  каждый человек, а особенно  успешный человек,  должен думать не только о том, что касается его непосредственно. Ему следует вносить свой вклад в решение проблем общества, в котором он живет, – города, страны.

- Когда прошли выборы в Госдуму 4-го созыва, часто высказывалось мнение, что демократия в опасности:  подавляющее большинство депутатов принадлежат партии власти – "Единой России". Потом как-то все утихло. На Ваш взгляд, сегодня  работа Госдумы сильно отличается от того, что было прежде?

Мне сложно сравнивать деятельность Думы нового созыва с работой прежнего, ведь тогда я не являлась депутатом Государственной Думы.

Что касается меня, я считаю, что активное всестороннее обсуждение вопросов очень важно при принятии решений. При этом необходимо, чтобы проблема обсуждалась не только с политической, но и с содержательной точки зрения, по существу. Тогда диалог становится конструктивным, а в самом вопросе легче выявить какие-то новые стороны, "узкие места".  С этой точки зрения жаль, конечно, что члены "правых" партий практически не представлены в Думе четвертого созыва. Среди депутатов – членов партий СПС и "Яблоко"   было очень много профессионалов.

 Хочу также отметить, что количество депутатов во фракции не только  преимущество,  но и  большая ответственность. Ведь именно  "Единая Россия"  будет отвечать перед избирателями за результаты  работы Государственной Думы четвертого созыва.

- Вы входите в Комитет Государственной Думы по собственности, в сферу деятельности которого сегодня попадает рассмотрение вопросов приватизации, банкротства и т.д. Какими вопросами Вы занимаетесь в настоящее время? Каких законодательных изменений стоит ждать в ближайшем будущем?

Одной из наиболее интересных проблем, над которыми сейчас работает Комитет по собственности,  является, на мой взгляд, корпоративное законодательство. В работе над изменением его концепции я принимаю активное участие. В первую очередь это касается Закона "Об акционерных обществах".

Одна из приоритетных задач власти в области регулирования предпринимательской деятельности корпораций – повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ. Причем привлекательности и для мелких инвесторов, физических лиц. Сейчас население неохотно инвестирует свои средства, люди предпочитают хранить сбережения у себя либо в банках. А уже банки, в свою очередь, осуществляют кредитование предприятий.

Прямое привлечение капиталов граждан, когда корпорация размещает на рынке акции или облигации, пока не получило должного развития в России. Этому препятствует целый ряд проблем, существующих в российской экономике и, в частности, в сфере корпоративных отношений. Среди них – противоречия в корпоративном законодательстве, прямое уклонение менеджмента ряда крупных российских акционерных обществ от выплаты дивидендов даже при наличии прибыли, которая должна быть распределена, "корпоративные войны".

Что касается проблемы так называемых корпоративных войн, то решать ее нужно не только в законотворческой плоскости. Предпринимательское  сообщество также должно проявить инициативу в этом плане. В бизнесе действуют процессы самоорганизации, когда создаются определенные структуры, которые регулируют споры между группами заинтересованных лиц.

Тем не менее законодатель может повлиять на отношения внутри этого сообщества. В частности – лишить агрессивно настроенных захватчиков тех инструментов, которыми они пользуются при осуществлении недружественных захватов.

Поясню на примере. Наиболее часто таким инструментом становится механизм судебных обеспечительных мер. Истец обращается в суд с каким-либо требованием, прямо или косвенно связанным с предприятием, которое стало целью захвата. Обоснованность иска, как правило, решающего значения не имеет. При  этом истец заявляет ходатайство о применении  обеспечительных мер. Обеспечительной мерой может стать запрет проводить общее собрание акционеров предприятия, запрет на осуществление предприятием своей деятельности, запрет на выполнение руководителем предприятия своих обязанностей или любой другой из множества вариантов. Жестких ограничений при применении судом обеспечительных мер закон не устанавливает. Поэтому, при наличии коррупционного воздействия, суд может принять такие меры по обеспечению, которые приведут к появлению у "захватчиков" рычагов влияния на "предприятие-цель". Зачастую дальнейшее рассмотрение иска заявителя уже не интересует.

Это может произойти при отсутствии у предприятия достаточной информации о предпринятых в отношении него действиях, когда его ставят уже перед фактом осуществленных ограничений и требований.

Такая ситуация противоречит принципам справедливости и свободы осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому можно, например, установить более четкий порядок рассмотрения споров соответствующей категории, предъявлять более  жесткие требования к условиям применения обеспечительных мер по корпоративным спорам, усилить гарантии информационной обеспеченности участников споров.

Еще одной серьезной проблемой можно назвать дисбаланс интересов крупных и мелких акционеров, а также акционеров и менеджмента компаний.

Попытки защитить интересы мелких акционеров пока не позволили разрешить проблему окончательно. Возникла ситуация, когда у них формально имеется значительный объем прав, но он так и не может получить своей доли в прибыли акционерного  общества. Как правило, мелкого акционера-инвестора на рынке ценных бумаг интересует наличие и гарантированность его основных прав. Это право на получение дивидендов, право на свободную продажу ценных бумаг на организованном рынке и право на получение достоверной и оперативной информации о состоянии дел в обществе в том объеме, который является достаточным для принятия акционером правильных решений (данное право обеспечивает предыдущие). В свое время законодатель также предоставил миноритарному акционеру целый ряд других, факультативных, если можно так выразиться, полномочий. Они должны были гарантировать акционеру как возможность влияния на положение дел в обществе, на принятие решений, так и получение им дохода. Однако реально рядовой акционер не может  извлечь из них достаточную выгоду. Он также не получает того, ради чего, собственно, вкладывал свои средства в приобретение небольшого пакета ценных бумаг предприятия – дивиденда. Вместе с тем эти факультативные полномочия в полном объеме использовали недобросовестные захватчики, о которых я уже говорила.

Для того чтобы увеличить объем выплачиваемых дивидендов, а также ликвидировать возможность незаконных недружественных захватов, предполагается применить ряд административных и экономических стимулов. Результатом их действия должно стать увеличение интереса со стороны акционерного общества и крупных акционеров к тому, чтобы направлять прибыль на выплату дивидендов, а не прятать от налогов и от миноритарных акционеров. Если основное право мелкого акционера – право на получение дивиденда –  будет достаточно твердо гарантировано, то будет вполне допустимо пересмотреть весь объем прав миноритариев, а именно:  несколько уменьшить его, ограничить случаи использования с тем, чтобы исключить возможность злоупотребления этими правами со стороны недобросовестным  субъектом.

Сейчас идет подготовка пакета законопроектов, которые должны будут решить обозначенные проблемы. При формировании концепции корпоративного законодательства необходимо учитывать целый ряд взаимосвязанных факторов, поэтому Комитет по собственности разрабатывает законопроекты о внесении изменений в процессуальное законодательство, в законодательство о банкротстве. Это очень важные вопросы, и я принимаю участие в их детальной разработке.

- Сегодня в Государственной Думе рассматривается очень важный для страны пакет законопроектов, касающихся создания рынка доступного жилья  в России. Что это за документы? На каком этапе сейчас находится работа над ними?

В пакет законопроектов, направленных на создание в России рынка доступного жилья, входит 27 документов, затрагивающих самые разные области, – от непосредственно жилищного строительства до изменений в налоговом регулировании. При разработке  проектов законов  преследовались две цели:  стимулировать строительство жилья и обеспечить для большинства граждан возможность его приобрести.

Так как законопроектов достаточно много, их можно разделить на несколько направлений. Первое направление – это, безусловно, Жилищный кодекс. Это фундаментальный документ, определяющий основы жилищных отношений в стране. В настоящее время в России действует Жилищный кодекс РСФСР, который был принят более 20 лет назад и, конечно, уже устарел. Поправки к Кодексу и многочисленные нормативные акты, призванные регулировать отношения в жилищной сфере, которые принимались различными органами власти  образовали огромный законодательный  массив. В нем непросто разобраться даже специалисту, не говоря уже о простых гражданах. Так что принятие нового Жилищного кодекса совершенно необходимо с точки зрения четкого и полного регулирования отношений в этой области.

Во второе направление я бы включила законопроекты, которые призваны стимулировать спрос на жилье. Эта задача должна быть решена за счет привлечения кредитных ресурсов в жилищную сферу. В этом блоке можно выделить законопроекты "О кредитных историях" и "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Что касается первого документа, то это принципиально новый законопроект. Он позволит создать информационную систему, благодаря которой организации-кредиторы смогут получать сведения о заемщиках, необходимые для того, чтобы убедиться в возвратности кредита. Второй законопроект, о котором я сказала, предусматривает создание механизма, который должен привести к снижению процентной ставки и повышению объема жилищного кредита. Предполагается, что это произойдет благодаря внедрению новой системы страхования банковского кредита.

Законопроекты, которые относятся  к третьему направлению, должны увеличить предложение жилья через создание условий по стимулированию жилищного строительства. Это направление тесно связано со вторым, поскольку простое увеличение платежеспособного спроса приведет к резкому повышению цен на рынке жилья.  Основной документ – Градостроительный кодекс. В нем детально описаны процедуры осуществления строительства, землеотвода, правовые аспекты взаимоотношений всех заинтересованных лиц.  Можно также указать и законопроекты, регулирующие отношения организаций коммунального комплекса ("Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального хозяйства", "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").

К  отдельному  направлению  я  бы  отнесла законопроекты, направленные на снижение затрат, которые несут стороны при оформлении сделок  с недвижимостью, и  усиление гарантий прав на недвижимость, в том числе жилую. К сожалению, очень часто недобросовестные строители заключали инвестиционные договоры с несколькими гражданами на одну квартиру, а также допускали иные случаи мошенничества. В законопроектах предусмотрены механизмы, чтобы не допустить подобных ситуаций.

В настоящее время законопроекты, входящие в пакет, готовятся ко второму чтению, которое состоится 10 июля. Часть из них (проекты Жилищного и Градостроительного кодексов и некоторые другие) будут рассматриваться в период осенней сессии Государственной Думы в сентябре-октябре 2004 года.

- Каково Ваше мнение об этих документах?

Что касается моей оценки этого пакета, она неоднозначна. С одной стороны, безусловно, Правительством и депутатами фракции "Единая Россия" была проделана огромная, фундаментальная работа по подготовке законопроектов, направленных на разрешение важнейшей для многих граждан жилищной проблемы. С другой стороны, обсуждение законопроектов, на мой взгляд, можно было провести в более длительном режиме, с привлечением большего количества заинтересованных лиц, так как пакет охватывает целый комплекс отношений. В законопроектах достаточно много спорных и не до конца проработанных положений. Они касаются, например, защиты жилищных прав детей-сирот, механизма компенсации при изъятии земельных участков, на которых расположены жилые помещения, для государственных и муниципальных нужд и другие.

Учитывая это, тот срок, который был отведен для подготовки поправок, конечно, недостаточен. Их надо было внести до 24 июня (по большинству законопроектов), фактически через две недели после первого чтения (оно состоялось 10 июня). За это время  не все заинтересованные субъекты права  законодательной инициативы успели подготовить свои предложения. В особенности это касается законодательных органов власти субъектов Федерации. А так как невозможно обсудить и учесть предложения всех заинтересованных субъектов,  это может обернуться серьезными недоработками.

- Вы сами вносили какие-либо поправки?

Мною подготовлено около 70 поправок в Закон "О кредитных историях", более 150 – в Жилищный кодекс. К работе над поправками я привлекала специалистов Комитета по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска, ОАО "Новосибирский коммерческий муниципальный банк", Новосибирского областного суда, Адвокатской палаты Новосибирской области, Военного комиссариата Новосибирской области, Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области, преподавателей Новосибирского юридического института (филиал Томского государственного университета). И очень благодарна им за оказанную помощь.

- Существует мнение, что проблем в российском законодательстве было бы меньше, если бы среди депутатов было больше людей с юридическим образованием. Вы с этим согласны?

Считаю очень важным, чтобы в Государственной Думе были представители разных профессий – учителя, врачи, предприниматели. Так как  спектр рассматриваемых вопросов  очень широк и для решения многих из них  необходимо обладать специальными знаниями. Но,  поскольку работа депутата тесно связана с законотворчеством,  ею должны заниматься люди, которые умеют работать с законами. То есть  прежде всего –  юристы. Поэтому думаю, что, если бы среди депутатов было больше  людей с юридическим образованием, наше  законодательство, действительно, стало бы  более совершенным.

- Когда и как заработали свои первые деньги? Как Вы их потратили?

После 9-го класса на лето я устроилась билетером в кинотеатр им. Маяковского. Помню, очень гордилась тем, что работаю по-настоящему. Почти все деньги, которые удалось заработать, потратила на подарок маме – купила ей коробку конфет и цветы.

- Что повлияло на выбор профессии?

Мама по профессии – адвокат.  Поэтому я с детства находилась в специфической атмосфере и уже с 6 лет твердо решила: буду адвокатом.  Свое решение я выполнила и не жалею об этом.

- Что из приобретенных знаний или жизненного опыта для Вас оказалось самым ценным?

Умение общаться, находить общий язык с разными людьми, отстаивать свою точку зрения. А еще – работать с информацией. В моей профессии это очень важно: хороший юрист – не тот, кто все знает, а тот, кто может быстро найти необходимую информацию, запомнить ее, уметь анализировать и использовать данные.

- Как Вы определяете смысл понятий "успех" и  "неудача"?

Успех – это когда ты добиваешься поставленной цели. А неудача – наоборот. Существуют критерии достижения цели, они и будут мерилом того, насколько ты успешен. В огромной степени успех или неудача зависят от самого человека: хорошо ли подготовился, все ли было учтено, насколько был настойчив в достижении цели. Хотя, бывает, что вмешивается случай. Вообще-то, я считаю, что неудачи необходимы: они подсказывают направления, в которых нужно развиваться.

- Какие качества Вы больше всего цените в людях?

Доброту. Порядочность. Надежность. В деловых отношениях – обязательность. 

- Хотели бы Вы на сегодняшний день что-то изменить в своей жизни?

В целом меня моя жизнь устраивает. Это не значит, что я полностью всем довольна, но мне нравится самой преодолевать трудности. Ну, может быть, добавила бы часа два к суткам – чтобы уж точно все успеть!

- Если бы стали президентом России, что бы Вы сделали в первую очередь?

 По-моему, сейчас одна из самых актуальных проблем для России (если не обсуждать экономические вопросы) – это количество детей, которые остаются без попечения родителей. Это и сироты, и те, о ком родители не заботятся или не могут позаботиться. Решением этой проблемы я бы и занялась в первую очередь. Ведь дети – это наше будущее, будущее всей страны.

- Как Вы отдыхаете?

На отдых у меня практически не остается времени. Работа занимает как минимум 14 часов в сутки  –  и в будние дни, и в выходные, и в праздники. С тех пор, как я стала депутатом Новосибирского городского Совета, выходных дней у меня просто нет. А вообще-то я очень люблю бывать на природе с семьей, детьми. К сожалению, это удается редко.

- Ваши пожелания людям дела?

Упорства, настойчивости, веры в себя. Это самое главное. И еще  – удачи!


Версия для печати

« Назад