Действительно, экономические расчеты показывают, что в случае увеличения ставки налога с сумм дивидендов, выплачиваемых физлицам, с 6% до 9% произойдет относительное выравнивание величины налоговых платежей с фонда зарплаты (ЕСН, взносы в фонд соцстраха, налог на доходы с физлиц) и с сумм прибыли, направляемой на выплату дивидендов (налог на прибыль, налог на доходы физлиц). При этом, безусловно, учитывается порядок исчисления каждого из названных налогов. И все-таки данное выравнивание является относительным в силу влияния целого ряда факторов.
По моему мнению, для принятия такого решения нужно было провести полный и всесторонний анализ сложившейся ситуации и возможных последствий, основанный на достоверных данных о структуре акционерного капитала в России, о суммах выплачиваемых дивидендов физлицам, в том числе работникам данных акционерных обществ. К сожалению, как оказалось, в Минфине нет информации о соотношении долей уставных капиталов акционерных обществ, принадлежащих физическим и юридическим лицам, а также о суммах выплаченных дивидендов различным категориям акционеров за последние три года. Данные есть только о суммах дивидендов по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности.
Следовательно, не все элементы и аспекты данного вопроса были в полной мере проанализированы, а значит, отсутствовали достаточные основания для обоснованного принятия данного решения. Что касается его влияния на инвестиционный климат в России, то не исключаю, что оно будет отрицательным. По моему мнению, увеличение ставки налога с доходов, получаемых как организациями, так и физлицами в виде дивидендов, лишь снижает эффективность вложений в акционерные капиталы российских организаций.