На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Лиана Пепеляева: За помощь центра надо бороться

"Деловой квартал" № 11 - 30.05.11

Часто приходится слышать, что наш регион получает меньше федеральных денег, чем другие. Оценки — вещь относительная. Возьмем, к примеру, ежегодный рэнкинг бюджетов российских регионов, который составляет журнал «Финанс» в соответствии с величиной плановых государственных расходов на душу населения. В 2011 г. Новосибирская область заняла 38 позицию, пропустив вперед такие субъекты федерации, как республики Тува и Хакасия. А на первом месте оказался Чукотский АО. Но вряд ли этот рэнкинг может служить показателем уровня развития и, тем более, уровня жизни регионов.

Одна из основных проблем региональной политики — соблюдение баланса интересов центра и территорий. Ни один регион не откажется от финансовой помощи из центра. Однако до какой степени такая помощь во благо? «Посадив» регион на федеральную бюджетную «иглу», мы рискуем купировать имеющиеся ростки самостоятельного развития. На мой взгляд, всегда эффективнее развивать собственные «точки роста» территории. Классический пример — программа по развитию долины реки Теннеси в США, где в результате действий госкорпорации (которая строила плотины и запускала электростанции на порожистой реке) край буквально преобразился.

Потенциал развития Новосибирска и области, в отличие от большинства регионов Сибири, основан не на природных ресурсах. В этом плане нам сложнее. Наши «точки роста» — это уникальное географическое положение на пересечении транспортных путей в совокупности с научно-образовательным комплексом. В последнее время заговорили и о рекреационных возможностях области.

Новосибирской области и собственно Новосибирску в ближайшее время не грозит оказаться в полной зависимости от финансовой помощи центра. Так, доля собственных доходов в областном бюджете на 2011 г. изначально составляла 85% (на несколько процентов больше, чем в прошлом году). Это достаточно много. Правда, не исключено, что по итогам года такое соотношение изменится в пользу поступлений из федерального бюджета. Вместе с тем растут и налоговые доходы региональной казны, причем немного превышая среднероссийские показатели. Например, в феврале сборы по налогам превысили план на 20%.
И все-таки федеральная поддержка уменьшилась. С этим столкнулись многие субъекты РФ. В этом году регионы могут получить примерно на 100 млрд руб. меньше, чем в 2010. Причины достаточно очевидны — это, прежде всего, дефицит бюджета страны (который уже привел к сокращению Резервного фонда), а также наметившийся на фоне экономического подъема рост доходов самих регионов. Впрочем, растут и доходы федерального бюджета и сейчас решается вопрос об их распределении.

Убеждена, что у нашей области есть все шансы для того, чтобы оказаться в числе первых по получению такой помощи. Так, Технопарк Новосибирского Академгородка был признан одним из наиболее успешно развивающихся проектов такого рода в стране и заработал право на дополнительные деньги из бюджета — 921 млн руб., которые будут поступать в регион до 2014 г. Хотя напомню, что изначально наш Технопарк проиграл аналогичному проекту Томской области.
Очень хотелось бы заручиться финансовой поддержкой центра при строительстве третьего моста через Обь. Пока сделать это на безвозмездной основе не получается — сейчас согласована сумма бюджетного кредита в сумме 2 млрд руб. Тем не менее активная работа по поиску всех возможных источников продолжается, это я знаю не понаслышке. Так что будем, как говорится, «держать кулачки»...

Зато по ряду других направлений мы получаем весьма неплохое финансирование. Здравоохранение — 6 млрд 933 млн руб. Огромные деньги. Они выделены на два года, под конкретную программу. На выходе мы должны получить модернизированную систему здравоохранения, без изматывающих очередей, бумажных завалов и с увеличенной на треть зарплатой медработников.

На строительство и ремонт дорог область в этом году получит 3 млрд 709 млн руб., а Новосибирску будет целевым образом выделено 720 млн руб. Эти деньги пойдут и на благоустройство внутриквартальных территорий.

Для региона дороги — важнейший вопрос. В перспективе в Новосибирске должен быть построен крупнейший транспортно-логистический комплекс международного значения. Задача масштабная, но вполне реальная. Причем решается не только за счет средств бюджетов разных уровней. Например, аэропорт «Толмачево» за последние годы вышел на новый виток развития во многом благодаря частным инвестициям.

Балансировать всегда сложнее, чем придерживаться крайности. В интересах региона и самостоятельное развитие, и получение федеральных денег. «Золотую середину» придется искать вместе, подключая к этим поискам все возможные ресурсы, в том числе и лоббистские.

 


Версия для печати

« Назад